В буддизме отношения между монахами, старшими по возрасту
и младшими, учителем
и учеником, настоятелем
и рядовыми членами
и т. д. ритуализированы,
но особенно эта ритуализация подчеркнута
в отношениях членов сангхи
с мирянами. В обществ. местах монаха традиционно приветствуют поднятием сложенных ладоней
к груди или
ко лбу. Те же, кто желает получить
от монаха наставления, нередко простираются перед ним,
т. е. касаются земли «пятью точками»: коленями, локтями
и лбом. Монах
не должен ничего просить
и благодарить, когда ему дают пищу или подарки. Наоборот, мирянин, вручая
что-нибудь монаху, благодарит последнего
за то, что монах позволил мирянину совершить доброе дело
и тем самым получить религ. заслугу.
Если монаха приглашают
в дом, то
он должен сидеть
на самом почетном месте (но не
в роскош. кресле)
и несколько выше, чем остальные; если
он остается в доме на ночь, то
он должен спать
в отдельной комнате
и через комнату
от женщины. Для монаха неприличен любой контакт
с женщиной, ему нельзя касаться животных женского пола, кукол, женских вещей
и т. д. Монаха
не следует спрашивать, что
он любит из еды и что ему приготовить, ибо
он должен есть все, что ему дадут,
за исключением мяса собаки, змеи, тигра, медведя, гиены, человека. Монах
не должен хвалить еду,
т. к., согласно Винае, еда — это лишь жизненная необходимость, а
ее вкусовые качества
не играют роли для монаха. Вместе
с тем хорошая
и разнообразная еда рассматривается как знак уважения
к сангхе и религии. По традиции монах должен питаться
на подаяния верующих.
В наст. вр. лишь немногие монахи придерживаются этой традиции, чаще всего верующие приносят еду
в монастырь, договорившись
об очередности этих подношений. Характерно, что гл. ответственность
за соблюдение этих ритуальных отношений лежит
на мирянине, к-рый не должен ставить монаха
в неудобное положение, напр. приглашая его
на свадьбу, застолье,
в совместную поездку, просто
в гости и т. д. Именно мирянин должен знать, что запрещено монаху правилами Винаи, ибо незнание осн. правил Винаи — это неуважение
к сангхе в целом. Монаха нельзя приглашать
в кино, театр,
на стадион, на ярмарку, базар,
в ночной клуб,
на военные парады, смотреть спортивные или азартные игры
и т. д. Если монаха приглашают в др. город, то приглашающий должен купить ему билет
на транспорт, сопровождать или встретить его.
Во время поездки
в обществ. транспорте монах находится
в затруднит. положении,
т. к. он
не может стоять или сидеть рядом
с женщиной, при нем неприлично вести фривольные разговоры или нецензурно выражаться
и т. д., то есть миряне обязаны контролировать свое поведение
в присутствии монаха. Правила поведения мирян
в отношении монаха объясняются
в семье, в школе, а
гл.— об этом рассказывается
в сутрах, к-рые читаются верующим
в монастырях и храмах. Напр.,
в разговоре с монахом следует избегать многих тем,
к-рые Будда считал бесполезными.
Они перечисляются в одном из текстов Аннутара-никаи: «разговор
о королях и разбойниках, министрах
и армии, опасностях
и войне, еде
и питье, одежде
и жилье, украшениях
и благовониях, родственниках, экипажах, деревнях
и базарах, городах
и районах, женщинах
и героях, уличные сплетни, разговоры
о днях минувших, праздная болтовня, разговоры
о мире и морях, о приобретениях и потерях». С монахом можно говорить только
об учении Будды
и спрашивать его советов
о методах реализации учения
в жизни. В. И. Корнев