«вопросы — ответы»; специф. практика
в дзэн-буддизме. Как правило, на вопрос ученика учитель давал неожиданный, чаще всего алогичный ответ, лежащий
в совершенно иной плоскости
и связанный с вопросом только интуитивно
на почти подсознат. уровне.
Эта не проявляющаяся явно связь может быть ухвачена вопрошающими только интуитивно и
в таком случае является подтверждением глубины
и зрелости его внутр. дух. опыта.
Практика М. начала активно применяться наставниками
дзэн-буддизма с сер. 8 в. в качестве важного метода психотренинга, помогающего достижению «пробуждения». Ответ мог быть
не только вербальным, но
и выражаться жестом (удар, поднятый палец, крик
и т. п.). Впоследствии М. явились осн. материалом для коанов.
А. М. Кабанов