будд. монастырский комплекс
в Сев.-Вост. Индии, севернее Раджагрихи — столицы древней Магадхи (ныне штат Бихар), разрушенный
в нач. 13 в. В раннее средневековье при династии Гунтов
и позднее здесь велось монументальное культовое строительство, сделавшее Н. центром культуры
и образования, где преподавали
и служили духовными наставниками мн. будд. учителя, особенно махаяны
и ваджраяны. Согласно «Запискам» китайских пилигримов
7 в., кол-во обитателей Н. достигало
10 тыс. человек,
из них ок.
3 тыс. —
студенты-монахи, систематич. обучавшиеся по университетской программе «великих книг пяти наук»: 1) грамматике
и лексикографике; 2) искусствам
и ремеслам культового назначения: 3) медицине; 4) логике; 5) философии. Причем по каждой
из дисциплин давались основательные знания индуистских
и джайнских достижений,
а брахманы учили Ведам
и опиравшимся на них системам умозрительной аргументации. Кроме того, университетская подготовка предусматривала знание
и соблюдение монастырских правил, участие
в ритуальной практике, умение медитировать
и др. Н. славилась строгими распорядком
и требованиями: базисные тексты
и комментаторская лит-ра к ним заучивались наизусть, регулярные публичные тематич. диспуты были своего рода экзаменами. Будд. система воспитания
и образования отличалась от «домашней» индуистской, когда ученик жил
в доме брахмана — жреца
и учителя. Если строительство комплекса зданий Н. и
их убранство субсидировалось
за счет гос-ва и частных пожертвований, то каждодневная жизнь
и снабжение всем необходимым
ун-та — монастыря обеспечивали жители от
100 до 200 близлежащих приписанных ему деревень, подати
к-рых состояли как
в полном содержании монахов, так и
в кормлении паломников.
В. П. Андросов