собирательное наименование для разнообр. модернистских
и реформаторских течений
в буддизме, направленных
на приспособление традиц. форм
и методов пропаганды вероучения
к современности (к совр. науке, технологии, общественно-экономич. условиям)
с целью сохранения сути будд. учения.
Как религ.-реформаторское движение Н. очень разнороден.
В каждой стране
он проявляется по-разному, отражая
ее этич. и социально-политич. особенности.
В нек-рых регионах Азии (Монголия, Бурятия) Н. возник
на рубеже 19 и 20 вв. в рамках обновленческого движения будд. духовенства
и мирян как реакция
на засилье зап. идеологии
и культуры. В странах Южн.
и Юго-Вост. Азии (Шри-Ланка, Бирма) Н. был связан
с вооруженной антиколон. борьбой народов
и проявился прежде всего
в политизации будд. духовенства, его более активном участии
в политич. движениях.
В ряде стран Азии движение Н. привело
в период до
и после второй мировой войны
к образованию новых самостоят. религиозно-политич. объединений
(в Японии —
т. н. «новые религии»,
во Вьетнаме — Хоахао
и т. п.). Эти объединения, как правило, вобрали
в себя элементы др. религ. учений (напр., христианства)
и носят синкретич. характер. Н. бурно развивается
в наст. вр.
в странах Запада (США, Канада, Зап. Европа), где буддизм вступает
в интенсивное взаимодействие
с зап. религ. учениями
и социально-культурными традициями. Общими для всех течений Н. являются более или менее глубокая степень секуляризации
и усиление социальной интерпретации будд. вероучения, стремление представить его как «светское искусство жизни» или «научную»
и даже «атеистическую религию».
С целью синтеза будд. картины мира
с науч. знаниями в Н. вводятся представления
об историч. движении
и развитии и др. науч. концепции, предпринимаются попытки демифологизации, демистификации
и психологизации будд. учения.
Л. Л. Абаева