яп. будд. школа, основанная
в сер. 13 в. монахом Нитирэном. Такое название школа получила много столетий спустя после смерти
ее основателя, первоначальное название Н.-с.-
Хоккэ-сю, однако как
в апологетич., так и
в науч. лит-ре школу принято именовать
Нитирэн-сю на всех этапах
ее существования. Канонич. текст Н.-с. — Сутра Лотоса благого Закона, что отразилось
в первонач. названии школы
(Хоккэ-кё —
по-японски Лотосовая сутра, распространенное сокращение полного названия). Фундаментом догматич. построений Н.-с. были доктрины школы
Тэндай-сю. Опираясь
на тэндайскую типологию будд. учений, Нитирэн активно проповедовал исключительность учения своей школы
и обосновывал необходимость запрещения практически всех современных ему будд. объединений
(в первую очередь школы
дзэн-буддизма, Дзёдо-сю, а также Сингон-сю и Риссю), крайняя нетерпимость
к деятельности к-рых являлась отличит. чертой Н.-с. Используя
т. н. основные проповеди Будды Шакьямуни, запечатленные
в Сутре Лотоса благого Закона, Нитиран доказывал правомерность претензий своей школы
на роль спасителя Японии и
ее жителей в век «конца Закона». Сотериологич. доктрина Н.-с., базирующаяся
на тэндайском учении
о десяти взаимопроникающих «мирах дхармы», воплощена в
т. н. трех великих тайных законах: 1) Поклонение гохондзону (досл. «истинно-почитаемому») — мандале
с начертанными в центре знаками МЁ ХО РЭН ГЭ КЁ (полным яп. названием Сутры Лотоса благого Закона). Каждый знак считался выражением «откровений» Будды,
а вся надпись — истинной сущностью будд. Закона. Гохондзон рекомендовалось иметь всем без исключения жителям Японии. 2) Посещение кайдана — всеобщего места единения. Наставник-монах Н.-с. должен посвящать каждого пришедшего сюда
в сокровенный смысл знаков МЁ ХО РЭН ГЭ КЁ. Нитирэн предусматривал создание «великого кайдана»,
к-рый имел бы общегос. значение и в
к-ром предполагалось хранить «великий гохондзон», главный
в стране. И то и другое должно было стать символом «великого единения» всех членов общества. 3) Произнесение «даймоку» — фразы «Наму Мё
ко рэн гэ кё» («Слава Сутре Лотоса благого Закона!») — что приобщает адепта Н.-с. к «сокровенным истинам», выраженным
в Лотосовой сутре. Следование «трем великим тайным законам» должно было привести
к высвобождению в человеке «мира будды»
и подавлению других, низших «миров». После смерти
Нитирэна Н.-с. разделилась
на несколько фракций.
В течение более чем семивековой истории своего существования Н.-с. почти все время находилась
в непримиримой оппозиции
не только к др. будд. объединениям, но и
к светским властям, что было вызвано гл. обр. религ. причинами. Однако данное противостояние объективно отражало претензии городских слоев, купечества, мелкого
и среднего дворянства (самурайства)
на большую роль
и права в обществе. Н.-с. как совокупность будд. школ, отпочковавшихся
от Хоккэ-сю, а также светских нитирэнистских
орг-ций, до наст. вр. представляет одно
из ведущих направлений в яп. буддизме.
Кол-во храмов приближается к
10 тыс., число адептов превышает
10 млн человек.
А. Н. Игнатович