тиб. школа буддизма, возникновение
к-рой связывается
с именем проповедника Падмасамбхавы (8 в.).
Ее последователи используют
т. н. терчхой — «сокровенные книги», якобы спрятанные
во время гонений
на буддизм при царе Лангдарма (9 в.). Заново сокровенные тексты стали открываться в
14 в. Учителя школы подразделили эти тексты
на несколько видов;
в частн., в разделе тантры были выделены группы,
к-рые отличаются
от традиц. классификации: крия, или ритуал; упайога — слияние абсолютной
и относительной истин
и медитация циклов пяти татхагат: йога — призывание персонажа пантеона, отождествление себя
с этим персонажем; медитация мандалы; махайога — медитация элементов человеческого сознания (скандхи), воспринимаемых
в облике персонажей пантеона;
анну-йога — тайная инициация
в присутствии персонажа пантеона
и его женской ипостаси: медитация шуньяты, или пустоты, для того, чтобы разрушить иллюзорность всех вещей;
ати-йога — медитация единства персонажа пантеона
и его женской ипостаси,
к-рая приводит
к Бесконечному свету. Достижение состояния просветления (состояния будды) находится
в зависимости от посвящения в ту или иную группу текстов: посвященный
в крия-тантру достигает состояния будды через семь рождений
в облике человека;
в упайога-тантру — обретает состояние будды после пяти рождений человеком; посвящение
в йога-тантру приводит
к состоянию будды через три жизни;
махайога-тантра — дает возможность стать буддой
в следующем рождении,
аннуйога-тантра —
во время смерти,
ати-йога —
в этой жизни.
Е. Д. Огнева.