В бурят. ламаизме появилось
в кон. 19-нач.
20 в. в среде национальной демократич. интеллигенции
и части будд. духовенства, стоявшего
на реформаторских позициях, как реакция
на политику насильств. ассимиляции, русификации
и христианизации и было тесно связано
с национально-освободит. движением бурятского народа против русск. самодержавия. О. д.
в Бурятии предшествовало аналогич. движение
в монг. ламаизме, совпадавшее
с бурятским по своим истокам
и осн. пунктам программы.
Целью О. д. было очищение буддизма
от грубых суеверий, невежества, шарлатанства, корыстолюбия, стяжательства
и др. негативных явлений, получивших распространение среди будд. духовенства; повышение культурного, образоват.
и профессионального уровня лам; восстановление «первонач. чистоты» религ.-философского учения Будды, возрождение идеалов
и нравств. норм раннего буддизма; упрощение ламаистской обрядности
и использование в проповедях более понятного для верующих бурят монгольского (а
не канонич. тибетского) языка: синтез будд. духовных ценностей
с достижениями зап. науки, культуры
и техники; превращение монастырей
в центры просвещения
и образования, содействующие возрождению
и развитию нац. культуры бурят
и т. д. После Окт. революции О. д. стало распространяться
в Калмыкии, а затем в Туве. В О. д. можно выделить три осн. этапа: 1) период между
русско-яп. войной и 1917, когда О. д. развивалось
в русле нац. движения бурят за «культурную автономию» и
в осн. носило культурно-просвет. характер; тогда «обновленцам»
не удалось сломить сопротивление противников реформ
в ламаизме и добиться законодат. закрепления новаций
в церк. орг-ции; 2) период после установления
в Бурятии сов. власти (1920-1923) и
до кон. 30-х гг., когда «обновленцы» добились кодификации реформ
на съездах монахов
и верующих-мирян в 1922, 1925,
1927 гг. и приступили к
их практич. реализации; хотя О. д. развивалось
на принципах лояльности сов. власти, пропагандируя идеи общности между буддизмом
и марксизмом, оно было жестоко подавлено
в кон. 30-х гг.
и уничтожено вместе
со всей ламаистской церковью, 3) послевоенный период, когда происходит восстановление ламаистской церкви
на законодат. и идеологич. принципах О. д., закрепленных
в ныне действующем Уставе ЦДУБ.
Л. Л. Абаева