направление
дзэн-буддизма, получившее распространение
в Японии с нач. 17 в. Обаку — яп. вариант произношения кит. слова «Хуанбо», как называлась гора, на
к-рой проживал Иньюань Лунци (1592-1673), уроженец фучжоу
и первый патриарх Обаку
в Японии. Иньюань (яп. Ингэн) прибыл
в Нагасаки в
1654 и принес с собой новый «минский стиль»
в архитектуре, поэзии, живописи
и особенно в каллиграфии. Отвергая грубые формы синкретизма, школа Обаку отстаивала принцип единства дзэн
и прочих учений (кедзэн итти).
В качестве средств, ведущих
к достижению сатори, использовались сидячая медитация (дзадзэн)
и коаны, но
в отличие от др. школ
дзэн-буддизма последователи О.-с. поощряли амидаистскую практику нэмбуцу
(см. Няньфо), хотя будда Амида воспринимался ими
не как трансценд. существо,
а как «природа будды», заключенная
в сердце верующего. Поэтому
и рай будды Амида воспринимался
не как находящийся далеко
на западе, а как «чистая земля»
в человеч. сердцах. Одновр. в О.-с. использовались
и нек-рые ритуалы, заимствованные
у эзотерич. буддизма.
На первом этапе осн. последователями О.-с. были кит. торговцы
и эмигранты, но затем к нему стали примыкать
и нек-рые бывшие последователи
Риндзай-сю и Сото-сю. О.-с.
не получило широкого распространения,
но обогатило яп. дзэн рядом новых идей. Осн. храмом является Мампукудзи
в Удзи близ Киото, где
и сейчас службы ведутся
на кит. языке. Численность последователей О.-с. составляет
в совр. Японии ок.
100000 человек. А. М. Кабанов