восприятие, один
из двух (наряду
с выводом) источников достоверного знания
в будд. гносеологии. Буддисты полагали восприятие чистой чувственностью, лишенной к.-л. примеси мышления,
а след., и иллюзорности, функция чистого восприятия сводилась ими
к реакции органов чувств
на сигналы о наличии объекта восприятия
в сфере их действия. Восприятие является обязат. условием всякого знания, но, поскольку
в нем не участвует мышление, то его результат невыразим, это
«истина-в-себе». Со сферой мышления чистое восприятие связывает продуктивное воображение,
к-рое следует непосредств.
за актом чистого восприятия
и конструирует образ познаваемого объекта, выражаемый затем
в суждении типа «это корова». Дхармакирти называл четыре вида восприятия: чистое восприятие, или восприятие внешних объектов посредством внешнего чувства; продуктивное воображение, или восприятие внешних объектов посредством внутр. чувства: интроспекция; восприятие йогинов (восприятие предметов
на расстоянии посредством сосредоточения
на них). Н. А. Канаева