яп. будд. школа, основанная кит. монахом Цзяньчжэнем, прибывшим
в Японию в 754.
Прообразом Р. являлась кит. школа
Наньшань-цзун. Догматика Р. базируется гл. обр. на
т. н. Виная-питаке, разделе будд. канона, в
к-ром зафиксированы правила жизни, поведения
и религ. практики монашества.
В доктринальном комплексе Р. гл. место занимает описание
и классификация заповедей,
к-рые делятся
на запрещающие и предписывающие, а также всеобщие
и особые. Первые обязательны для всех без исключения верующих буддистов, вторые — для монахов
и монахинь. Соблюдение заповедей считается осн. средством достижения нирваны, что нашло отражение и
в названии школы (рицу — установление; риссю — сочетание рицу и сю). Большая часть предписаний
и запрещений (только
т. н. краткий набор для монахов насчитывает
250 обетов, для монахинь — 348,
а общее их количество признавалось «бесчисленным») носит хинаянистский характер. Вторым по значению средством спасения является медитация.
С т. зр. догматич. обоснования путей спасения учение Р. тяготело
к виджнянаваде (см. Йогачара): доктрины этого направления считаются выражающими «сокровенную суть» Закона Будды. Т. обр., Р. нельзя рассматривать как чисто хинаянистскую школу.
Расцвет Р. пришелся на
8–9 вв. В 13–14 вв. наблюдался определенный рост влияния школы.
В наст. вр.
в Японии имеется более
20 храмов, принадлежащих Р., количество
ее адептов —
50–60 тыс. человек.
А. Н. Игнатович