кит. будд. школа, основанная
в кон. 6 в. монахом Цзицзаном.
Учение С.-ц. базируется
на филос. и догматич. положениях шуньявады (мадхьямики), одного
из двух ведущих направлений буддизма махаяны. Канонич. текстами школы являются соч. инд. будд. мыслителей Нагарджуны («Рассуждения
о срединном видении (сути)». «Рассуждения
о двенадцатых вратах»)
и Арьядевы («Рассуждения
в ста (стихах)»), переведенные
на кит. язык Кумарадживой. Название школы (С.-ц.
в переводе с кит. — три трактата) указывает
на количество канонич. текстов
и подчеркивает значимость
их для учения С.-ц. Доктринальный комплекс С.-ц. включает
в себя 3 раздела, к-рые один
за другим предписывается усваивать адептам С.-ц.
В первом разъясняются положения шуньявады
и учение о двух истинах, «мирской» и «первого значения», сформулированное Цзицзаном. Опираясь
на краеугольную для шуньявады доктрину
об относит. условной реальности единичных сущностей, Цзицзан показал, что сокровенная суть учения Будды
не может быть передана
на знаковом уровне,
и усвоение двух названных истин создает только предпосылки для
ее постижения посредством особого рода интуиции. Знание положений первого раздела является основой для правильного понимания учения различных будд. школ, классификация
к-рых составляет второй раздел доктринального комплекса С.-ц. Третий раздел — толкование формулы восемь «не» и, по существу, повторение теоретич. выкладок Нагарджуны
в систематизированном Цзицзаном виде. С.-ц. представляла собой скорее объединение ученых монахов, чем религ.
орг-цию, однако
ее значение в становлении буддизма
в Китае и др. странах Дальнего Востока было исключительно большим.
А. Н. Игнатович