Словарь буддизма

Печать

САБИ (яп.)

. Опубликовано в С

категория ср.-век. яп. эстетики, ассоциирующаяся с древностью, одиночеством, спокойствием и отстраненностью. Значение термина менялось с веками. Впервые встречается в поэзии Фудзивара Тосиари (1114-1204), где оно связано с печалью и одиночеством («тростник в инее на морском берегу»). В 14 в. Дзэами (1363- 1443), Синкэй (1406-1475) и Дзэнтику (1405-1468) подняли концепцию С. на более высокий филос. уровень как идеала холодной красоты, соотнеся ее с будд. отношением к миру, когда признается изнач. пустота всех вещей, преходящий характер феноменов и неизбывное одиночество индивидуума в этом иллюзорном мире. В восприятии Басе (1644-1694) и особенно его последователей С. стало ассоциироваться одновременно с яркой, кричащей красотой, противостоящей преходящему и непостоян. миру живых существ. Печальное настроение, навеваемое С., превращается в источник наслаждения неопределенным, ускользающим характером истинной красоты и изящества. А. М. Кабанов