школа тиб. буддизма, возникла
в монастыре Сакья (основан в 1073) при аристократич. клане Кхон. Особую силу школа С. приобретает при Юаньской династии, когда
Сакья-пандита Кунга-чжалцан устанавливает политич. контакты
с кит. императором Хубилаем,
к-рые еще более укрепляются при
Пагба-ламе. Гл. доктрина школы —
лам-бре (путь — результат) утверждает, что цель пути реализуется
в процессе его прохождения. Осн. текст
в этой традиции —
Хэваджра-тантра. Основателем доктрины школы С. считается инд. сиддха Вирупа. Тиб. традиция передачи этого учения начинается
с учителя Дрогми,
но офиц. доктриной С. становится с
12 в. «Путь — результат» заключается
в следующем: адепт осознает свое состояние (настоящее);
он совершает путь,
во время к-рого узнает, что следует принимать,
от чего необходимо отказываться; результат — достижение желаемого состояния, цели. Знание достигается
во время прохождения пути посредством медитации
в состоянии бардо (промежуточного между жизнью
и смертью). Е. Д. Огнева