Словарь буддизма

Печать

САМАДХИ (санскр.)

. Опубликовано в С

состояние просветления, достигаемое медитацией, выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутр. и внешним миром, слиянии индивидуального сознания (микрокосма) с космич. абсолютом (макрокосмом). С. — последняя ступень восьмеричного пути, подводящая человека вплотную к нирване. Практически идентично С. состояние сатори в дзэн, но пути его достижения в практике дзэн многообразнее. В ходе достижения С. необходимо сосредоточение внимания на одном из 40 объектов, создающих карму (карматтхана). Это 10 концепт. объектов (касина-мандала): земля, вода, огонь, воздух, голубой, желтый, красный, белый цвет, свет, пространство; 10 нечистот (асубха), т. е. составных частей трупа: вздутость (уддхуматака), трупные пятна (винилака), нагноения (випуббака), рассеч. труп (вичиддака), обглод. куски (виккхаитака), разброс. (виккхиттака). изурод. (хата-виккхиттака), окровавл. (лохитака), изъеден, червями куски трупа (пулавака), скелет (аттхика); 10 объектов для размышления (аннусати): Будда (буддхануссати), дхарма (дхармануссати), сангха (сангхануссати), добродетель (силануссати), терпимость (чагануссати), небожители (деватануссати), успокоение (упасамануссати), смерть (маранануссати), тело и материя (каягатасати), дыхание (анапанасати); 10 высших объектов размышления, из них 4 возвышенных объекта (брахмавихара): доброжелат. любовь (метта), сострадание (каруна), симпатия ко всем существам (мудита), невозмутимость (упекха); воздержание от материальной пищи (ахаре патиккуласаньня); размышления о четырех элементах (чатудхутатуваваттхана); созерцание каждого из четырех уровней арупалоки (см. Космология буддизма), наполняющих сознание радостью, экстазом, спокойствием, свободой. Медитацию, ведущую к С., рекомендуется практиковать рано утром, когда мысль свежа и активна, и перед сном, но ею можно заниматься в любое время, удобное для индивидуума. Те, для кого трудна поза со скрещенными ногами, могут сидеть в кресле или так, как им удобно. В. И. Корнев