состояние просветления, достигаемое медитацией, выражается
в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутр.
и внешним миром, слиянии индивидуального сознания (микрокосма)
с космич. абсолютом (макрокосмом). С. — последняя ступень восьмеричного пути, подводящая человека вплотную
к нирване. Практически идентично С. состояние сатори
в дзэн, но пути его достижения
в практике дзэн многообразнее.
В ходе достижения С. необходимо сосредоточение внимания
на одном из
40 объектов, создающих карму (карматтхана).
Это 10 концепт. объектов
(касина-мандала): земля, вода, огонь, воздух, голубой, желтый, красный, белый цвет, свет, пространство;
10 нечистот (асубха),
т. е. составных частей трупа: вздутость (уддхуматака), трупные пятна (винилака), нагноения (випуббака), рассеч. труп (вичиддака), обглод. куски (виккхаитака), разброс. (виккхиттака). изурод. (хата-виккхиттака), окровавл. (лохитака), изъеден, червями куски трупа (пулавака), скелет (аттхика);
10 объектов для размышления (аннусати): Будда (буддхануссати), дхарма (дхармануссати), сангха (сангхануссати), добродетель (силануссати), терпимость (чагануссати), небожители (деватануссати), успокоение (упасамануссати), смерть (маранануссати), тело
и материя (каягатасати), дыхание (анапанасати);
10 высших объектов размышления,
из них 4 возвышенных объекта (брахмавихара): доброжелат. любовь (метта), сострадание (каруна), симпатия
ко всем существам (мудита), невозмутимость (упекха); воздержание
от материальной пищи (ахаре патиккуласаньня); размышления
о четырех элементах (чатудхутатуваваттхана); созерцание каждого
из четырех уровней арупалоки
(см. Космология буддизма), наполняющих сознание радостью, экстазом, спокойствием, свободой. Медитацию, ведущую к С., рекомендуется практиковать рано утром, когда мысль свежа
и активна, и перед сном, но ею можно заниматься
в любое время, удобное для индивидуума. Те, для кого трудна поза
со скрещенными ногами, могут сидеть
в кресле или так, как им удобно.
В. И. Корнев