собрание монахов, на
к-рых происходит восстановление
и корректировка по памяти канонич. текстов; поэтому в С. принимают участие самые знающие
и авторитетные члены сангхи. Махаянистская традиция признает четыре С.:
1 ) в Раджагрихе (через три месяца после смерти Будды.), на
к-ром были канонизированы Виная-, Сутра-
и Абхидхарма-питаки; 2)
в Вайшали (через
100 лет), на
к-ром произошел раскол сангхи; 3)
в Паталипутре (через
200 лет), на
к-ром присутствовали
58 ранних школ буддизма и на
к-ром царь Ашока признал истинным учение тхеравадинов; 4)
в Кашмире (1–2 вв. н. э.), на
к-ром была канонизирована санскр. редакция Трипитаки (Типитаки) школы сарвастивадинов. Тхеравадинская традиция признает шесть С.: три первые вышеупомянутые; 4-е С., согласно тхераваде, состоялось в
29 до н.э.
в Анурадхапуре и Алувихаре близ Матале, где
на пальмовых листьях были записаны Типитака
на пали и комментарии к ней на сингал. языке. 5-е С. состоялось в
1871 в Мандалае, где монахи записали Типитаку на
729 каменных плитах
и над каждой плитой возвели пагоду, 6-е С. было посвящено 2500-летию
со дня паринирваны Будды
и состоялось в неск. городах Бирмы (1954-1956).
На этом С. были сверены
и отредактированы все
54 книги палийской Типитаки
(в каждой книге
400–500 с. печат. текста),
а также канонизированы сокращ. тексты переводов Типитаки
на бирм., хинди, англ. языки.
В. И. Корнев