«пробуждение», озарение, просветление;
в дзэнской традиции цент.
и наивысшая цель религ. практики. Поскольку все люди изначально обладают «природой будды», задача адепта состоит в
ее реализации. После этого ему раскрывается сокровенный смысл бытия
в его принципиальной «недвойственности» (фуни), когда субъект
и объект, «я»
и внеш. мир представляют собой нерасчленимое единство. С. должно наступать внезапно, как вспышка молнии.
Хотя С. осознается
на уровне конкрет. индивид, опыта,
к-рый не может быть адекватно выражен
в словах, тем
не менее в дзэнской традиции, как правило, требовалось получение офиц. печати-подтверждения (инка)
со стороны наставника.
Дзэн различает «малое сатори»,
т. е. неполное
и неокончат., когда истинное понимание природы вещей только приоткрывается
на короткий момент, и «большое сатори», ведущее
к духов. преображению.
Л. М. Кабанов