яп. будд. школа, основанная
в нач. 9 в. монахом Кукаем. Базисными текстами С.-с. являются Махавайрочана-сутра
и Ваджрасекхара-сутра. Учение С.-с. относится
к эзотерич. буддизму. Важнейшее значение для формирования доктринального комплекса С.-с. имели труды Букуна (Амогхаваджры), Шаньувэя (Шубхакарасимхи)
и др.-кит. теоретиков
и практиков эзотерич. направления. Название школы С.-с. («сингон» — «истинное слово») указывает, что в
ее доктринах запечатлена «сокровенная суть» будд. Закона, возвещенная буддой Махавайрочаной. Согласно учению С.-с., субстрат всего сущего — «вселенский будда» Махавайрочана, «естество»
к-рого воплощено в «шести великих (элементах)», первоначалах — земле, воде, огне, ветре (или воздухе), пространстве
и сознании. Т. обр.,
с одной стороны, реальный мир
во всем его многообразии складывается
из указанных первоначал, а
с другой, в них воплощено «естество» будды, природа абсолютного. След., все единичное несет
в себе потенцию будды. Истинная сущность бытия,
т. е. «вселенский будда»
в различных его ипостасях, изображается
на мандалах. «Активность» мироздания и, соответственно, будды Махавайрочаны проявляется
в трех видах действий: жизни, звуках
и разуме вселенной
(в движениях тела, словесных проповедях
и мыслях указанного будды).
Три вида действий «вселенского будды»
и обыкновенного человека принципиально тождественны. Чтобы выявить
в себе потенцию будды, адепту С.-с. необходимо постичь «механизм» мироздания, поклоняться мандалам
и копировать три действия Махавайрочаны: было разработано множество поз
и магических формул (дхарани, иногда
их называют также «сингон»),
к-рые должен был принимать
и произносить монах или мирянин,
а также способов сплетения пальцев рук
(см. Мудра), имеющих сакральное значение.
Для С.-с. характерна чрезвычайно развитая литургика.
В 13 в. из С.-с. выделилась группа, оформившаяся как самостоят. школа — «Синги
сингон-сю» (школа истинного слова нового смысла). Ортодоксальное направление стало называться «Коги
сингон-сю» (школа истинного слова старого смысла).
Эти направления по-разному трактуют состояние Махавайрочаны
во время возвещения Закона. С.-с. сыграла исключит. важную роль
в истории яп. буддизма.
В наст. вр.
в Японии 12 с половиной тыс. храмов, принадлежащих разл. ответвлениям школы, количество адептов превышает
12 млн человек.
А. И. Игнатович