самая древняя из
18 школ, сохранившая
в своей традиции наиб. архаичные элементы учения буддизма. Согл. палийскому канону, С. возникла
в результате Великого раскола сангхи ок.
350 до н. э.
Патриархом С. был провозглашен тхера Моггалипутта Тисса, великий чудотворец,
к-рый «очистил» сангху от «ереси»
и утвердил С. офиц. признанной традицией буддизма
в гос-ве Ашоки (3 в. до н.э.).
Учение С. было достаточно простым: Будда представлялся стхавиравадинам реальной личностью, наделенной как слабыми, так
и сверхчеловеч. качествами.
Он призывал «воздерживаться
от всех видов зла, аккумулировать
в себе лишь добро
и очищать свои мысли
от пагубных желаний». Понимание провозглашенных Буддой
4 благородных истин
и закона зависимого происхождения может объяснить феномен жизненных явлений опосредованно, через взаимосвязь прошлых
и будущих поступков,
т. е. кармич. действий
(см. Карма). Философия С. также была достаточно простой: все мирские феномены суть субъекты трех категорий: анитья, дуккха
и анатман (см. Трилакшана).
Путь становления школы С.
на ранних этапах протекал
в острых дискуссиях, результатом
к-рых явилось возникновение внутри нее новых конфессий (абхайягиривада, саггалийя
и джетаванийя). 5 в. н. э.
в истории С. становится эпохой великих комментаторов, среди
к-рых наибольшую известность получили Буддагхоша, Буддатта
и Дхаммапала. Оплотом С. в
3 в. до н.э. становится царство Магадха.
С потерей влияния С.
в Индии ее цитаделью становится
о-в Шри-Ланка, к-рый продолжает играть эту роль и
в наши дни.
Л. Р. Фурцева