Выдающийся яп. буддолог. Наст. имя С. — Тэйтаро, Дайсэцу — его псевдоним.
В 1892 окончил филологич.
фак-т Токийского
ун-та. Прошел обучение буддизму
в монастыре дзэнской школы
Риндзай-сю. Долгое время жил
в США и Европе, читал лекции по буддизму
в Колумбийском, Гарвардском и мн. др.
ун-тах и колледжах. В 1909–1920 преподавал в
ун-те Гакусюин и
в Токийском императ.
ун-те. С 1921 в теч. 20 лет преподавал в
ун-те Отани, где получил звание профессора.
В 1949 был награжден медалью
за деятельность в области культуры
и стал членом Японской Академии.
В 1954 получил премию Асахи
за активную пропаганду яп. культуры
за рубежом. Ряд работ С. посвящен общим проблемам буддизма махаяны, формированию религ. практики
и учения буддизма
в Китае. Особое внимание С. уделял проблемам адаптации явлений дальневост. культуры
к иным традициям, резко отличающимся
от них. Заслуга С. заключается
в том. что
он предложил зап. читателю свою интерпретацию религ.-филос., этич.
и эстетич. учения одной
из самых влият. школ кит. и яп. буддизма — чань (дзэн).
Благодаря С. и его исследованиям
в зап. странах было получено достаточно целостное представление
об основополагающих принципах теории
и практики чань-буддизма. В работах С. отмечалось место этой школы
в буддизме махаяны и в др. дальневост. учениях,
в дальневосточной культуре
в целом. Его труды сыграли значит. роль
и процессе сближения культур Востока
и Запада. Осн. соч.: Outlines of Mahayana Buddhism. L., 1907; The Training of Zen Buddhist Monk. Kyoto, 1934; Mannual of Zen Buddhism. L.- N. Y., 1935: Studies in Zen. N. Y., 1955.
Е. С. Сафронова