кит. будд. монах, философ, путешественник, один
из крупн. переводчиков санскр. будд. текстов
на кит. яз. Вместе
со своим учеником Куйцзи является основателем школы
Фасян-цзун. Мирское имя —
Чэнь И. В 13 лет принял монашество, в
21 год получил полное пострижение.
В 629 отправился
в Индию (через Цент. Азию) для углубленного изучения буддизма,
а также с целью привезти оттуда санскр. оригиналы свящ. текстов.
В знаменитом инд. монастыре Наланда учился под руководством Шилабхадры, принимал активное участие
в диспутах, писал трактаты
на санскрите (к-рые не сохранились). Объехав всю Индию, в
645 вернулся в Китай, где поселился
в столичном (г. Чанъань, совр. Сиань) монастыре Да цыэньсы. Совместно
с учениками проделал гигантскую переводческую работу, осуществив
на высоком филологич. уровне перевод основных будд. текстов. Активно проповедовал учение виджнянавады (йогачара,
Вэй-ши, Фасян). Имеются сведения
о том, что
он перевел на санскрит даосск. классич. текст «Дао дэ цзин»
и приписываемую Ашвагхоше «Махаяна шраддхотпада шастру» («Трактат
о пробуждении махаянской веры»), санскр. оригинал
к-рой к тому времени был утерян. С. является автором записок
о путешествии в Индию. Паломничество С. нашло свое отражение
в классич. кит.
лит-ре (пьесе У Чанлина (14в.)
и романе У Чэнъэня (15 в.) «Путешествие
на Запад»). Почетный титул С. — «Саньцзан фаши» «Наставник дхармы Трех вместилищ»,
т. е. Трипитаки
(см. Типитака). Е. А. Торчинов