досл. «спасительница», наиб. популярный женский образ
в пантеоне будд. мифологии, проходящий по нескольким его разрядам сразу — как бодхисаттва, как праджня, как идам.
В хинаяне она неизвестна вообще,
в махаяне — мало,
в ваджраяне ее образ получил сильное развитие. Известна
21 форма Т.
В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии особо почитаемы
2 ее спокойные формы
Белая Т. (санскр. Ситатара, монг.
Цагаан-Дара-ехе) и Зеленая Т. (санскр. Сьяматара, монг.
Ногоон-Дара-ехе), в отличие от прочих — гневных форм.
Образ Т. впервые появляется
в текстах пер. пол.
1 тыс. Имеется несколько мифов о
ее происхождении: из слезы Авалокитешвары:
из погрузившейся в созерцание принцессы, давшей будде Амогхасиддхи клятву спасать все живые существа
от мук сансары. Т. выступает
в пантеоне как праджня (женское проявление) Авалокитешвары
и Амогхасиддхи. Ее земными воплощениями считались жены тиб. царя Сронцзангамбо, императрица России Екатерина
II (бур. ламы объявили
ее воплощением Белой Т.), жена восьмого
Богдо-гэгэна Монголии
и др. Н. Л. Жуковская