полулегенд. страна
со столицей Калапа,
к-рую обычно считают расположенной
к северу от Индии. Вопрос
об отождествлении Ш. остается дискуссионным
в историч. географии. Первое упоминание
о ней встречается
в тексте Калачакра-тантры (10 в. н. э.),
к-рый, как утверждают, сохранился
со времен царя
Ш. Сучандры, получившего учение калачакры
от Будды Шакьямуни. Легенда о Ш. гласит, что при 25-м царе
Ш. Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Дагпо
Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра, воинством Ш.,
и силами зла, противниками буддизма. После победы сил Ш. наступит новая эпоха распространения буддизма,
к-рая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтреи.
Эти идеи получили широкое распространение
и неоднократно использовались
в политич. целях.
В связи с представлениями о том, что в Ш. существуют наилучшие условия для реализации будд. пути
и что одно лишь воплощение в Ш. или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений,
в Тибете появляются молитвы
о рождении в Ш. и «путеводители» в
Ш. Содержание путеводителей показывает, что путь в Ш. лежит
не столько во внеш. мире, сколько
во внутр., и среди образованных лам нередко бытует представление о Ш. как
о внутр. реальности —
об особом состояния психики, достигаемом
в процессе самосовершенствования по системе калачакры. Теософия, отталкиваясь
от будд. представлений о Ш., наполняет это понятие своим содержанием, изображая Ш. как тайное обиталище «махатм» — руководителей духовного прогресса мира.
Вера в реальность Ш.
не раз толкала людей на
ее поиски. В 20 в. они неоднократно предпринимались как энтузиастами-одиночками, так
и целыми экспедициями
в Гималаях, на Памире, на Алтае. А. А. Терентьев