выдающийся русский буддолог, ученик
И. П. Минаева, С. Ф. Ольденбурга, Г. Бюллера и
Г. Якоби. В 1900–1940 Щ. вел курсы санскрита, пали
и тиб. языков
в Петербургском, позднее — Ленинградском
ун-те. С 1918 — академик, в
1928–1930 — директор
Ин-та будд. культуры.
С 1904 Щ. опубликовал несколько критич. изданий древних текстов, переводов
и исследований в серии «Библиотека Буддика».
Он является также автором таких крупнейших монографий по
индо-будд. философии, как «Теория познания
и логика по учению позднейших буддистов» в 2-х ч. (1903-1909),
к-рая в существенно переработанном виде (под названием «Буддийская логика») вышла
в свет вторично
на англ. языке (1930-1932), "Центральная концепция буддизма
и значение термина «дхарма» (Лондон, 1923), «Концепция буддийской нирваны» (Л., 1927).
В своих трудах Щ. удалось опровергнуть европоцентристские концепции зап. буддологов, представить буддизм системой диалектических учений, понятийно-терминологический аппарат
к-рых претерпел значительные изменения
за полторы тысячи лет инд. истории, показать параллельность путей развития зап.
и вост. философий. Щ. создал обоснованную периодизацию инд. буддизма, каждая
из примерно равных (по
500 лет) эпох
к-рого заканчивалась радикальными переменами вероисповедных
и доктринально-умозритсльных структур религ.-филос. системы,
а также перетолкованием осн. принципов
и исходных аксиом, содержащихся
в будд. канонах.
В. П. Андросов