яп. будд. школа, основанная
в нач. 12 в. монахом Рёнином. Являясь амидаистской по своим исходным догматич. посылкам, учение Ю. н.-с. вобрало
в себя нек-рые важнейшие положения философии школ
Хуаянь-цзун (Кэгон-сю) и Тяньтай-цзун (Тэндай-сю), поэтому
в число канонич. текстов Ю. н.-с. входят
не только сутры
о будде Амиде, но
и Аватамсака-сутра (базисный текст
Хуаянь-цзун) и Саддхармапундарика-сутра (базисный текст
Тяньтай-цзун). Согл. основополагающей доктрине школы, обращение
к будде Амиде (нэмбуцу)
о возрождении после смерти в «чистой земле», произносимое одним человеком, помогает спастись
не только ему самому,
но также и другим людям,
в чем прослеживается влияние учений
Хуаянь-цзун об отсутствии сущностных различий между феноменами
и Тяньтай-цзун о взаимопроникаемости «миров дхармы». Такой подход
к нэмбуцу отразился и
в названии школы: «юдзу» — слияние, сплав, проникновение друг
в друга. «Чистая земля» толковалась Ренином как некое психич. состояние, достичь
к-рого было возможно, находясь
в этом мире. Др. словами, утверждалась неразделимость «чистой» и «грязной» земель, что является модификацией фундаментального положения буддизма махаяны
о тождестве сансары
и нирваны. Отличие интерпретации нэмбуцу и «чистой земли»
от традиционно амидаистских обусловило своеобразное положение Ю. н.-с. среди других школ данного направления:
с одной стороны, непризнание
со стороны ортодоксальных амидаистов,
с другой — весьма стабильный круг приверженцев
на протяжении всей истории яп. буддизма.
В наст. вр.
в Японии 350 храмов Ю. н.-с., количество адептов достигает
100 тыс. чел.
А. Н. Игнатович