Тибетские монахи монастрыря Гьюдмед в Москве 17 апреля

31 Март 2004. Опубликовано в Новости

Программа тибетского монастыря ГЬЮДМЕД


БЕЛАЯ ТАРА

РИТУАЛ ДОЛГОЙ ЖИЗНИ
В ИСПОЛНЕНИИ МОНАХОВ МОНАСТЫРЯ ГЬЮДМЕД

17 апреля, 16:00

«Нет смысла поражать тысячу врагов вовне, если не побеждены враги внутри тебя»,— этой максимой можно выразить смысл искусства монахов Гьюдмеда, перестраивающего и очищающего внутренний мир, а соответственно и спасающего мир внешний.

«КУЛЬТУРА», N 13 (7372), 2003

Обертонное пение тибетских монахов без преувеличения можно назвать визитной карточкой Тибета. В любом фильме, в любом музыкальном произведении о легендарной Крыше Мира, вы услышите их низкие голоса поразительной глубины и силы, приносящие с собой энергетику совершенно иного незнакомого, но притягательного мира. Мало кому известно, однако, что из нескольких тысяч монастырей Тибета в этом стиле поют только два. Один из них Гьюдмед, монастырь с пятисотлетней традицией, возникший вскоре после того, как его основателю тибетскому ламе Шерабу Сенге в пророческом сне был явлен удивительный голос. Этот голос немыслимым образом сочетал в себе низкие гортанные звуки, схожие с рычанием тигра или раскатами грома, и нежные ноты мелодичного пения юной девушки…

Сами монахи называют свой стиль пения голосом Ямантаки, победителя бога смерти. Поскольку лишь люди, взошедшие на высочайшие вершины духа, могут представлять себе, как именно звучит голос этого мощного просветленного существа, в монастырских
текстах он сравнивается с «рокотом лавины, сходящей с заснеженных гор» или «стремительной горной рекой, перекатывающей камни». Настолько многогранен и неповторим вокальный стиль Гьюдмеда, что даже своего духовного лидера Далай-ламу его монахи встречают
не трубами, как в других монастырях, но своим сильным и красивым пением!

В театре Анатолия Васильева монахи Гьюдмеда исполнят ритуал Белой Тары, одного из наиболее почитаемых божеств тибетского буддизма. Белая Тара входит в тройку божеств долгой жизни, дарующих Амриту, бесценную жизненную энергию и силу всякому, кто призывает её. Тело ее белого цвета в знак того, что все дела ее являются умиротворяющими. В жизни нам нередко приходится встречаться с трудностями, которые сокращают нашу жизнь. Эти преграды могут проявляться в виде болезней, поражающих наше тело и омрачающих ум. Всё это не только усложняет нашу жизнь, но также мешает нам развиваться и двигаться по духовному пути. Белая Тара же способна устранить любые преграды, тем самым способствуя нашему очищению и духовному развитию.

Монахи Гьюдмеда известные в тибетском сообществе особой силой и действенностью своих ритуалов призовут Белую Тару и вознесут ей молитвы, прося продлить жизнь всех присутствующих, избавить от болезней и трудностей. Монахи подчеркивают, что действенность церемонии, прежде всего, объясняется тем, что они опираются
на древние тексты и мантры, веками передававшиеся от учителя к ученику по непрерывной линии преемственности, а также на особый вид обертонного пения, присущий только монастырю Гьюдмед и способный передать гармонии высшего порядка.

Исполняя ритуал Белой Тары, монахи сопровождают обертонное пение не менее удивительной храмовой музыкой Тибета, среди их инструментов – маленькие колокольчики с высоким голосом, пронизывающим всё пространство; большие барабаны с традиционно вырезанными на них драконами; маленькие двусторонние барабанчики дамару, и, конечно, длинные трубы дунчен. Являясь символом тибетской музыкальной традиции, эти трубы, достигающие в длину двух, а подчас и пяти метров, мгновенно переносят слушателей в высокогорье Тибета. В их звучании можно уловить то рычание снежного барса, то рев горного барана, то голоса грозных защитников благородного Учения Будды…

Говоря о выступлениях тибетских монахов перед европейской публикой, Его Святейшество Далай-лама заметил: «Внутренние процессы, сопровождающие ритуалы, и озарения, получаемые в медитации, невозможно увидеть глазами. При этом наблюдать внешнюю сторону ритуала весьма благоприятно, ибо это создает в человеке связь с данными духовными практиками и раскрывает заложенный в нем потенциал».

Важной частью ритуала Белой Тары является благословение особым образом приготовленных «пилюль долгой жизни». После благословения пилюли раздаются собравшимся, которые могут принять их сами для повышения силы воздействия ритуала или угостить ими своих близких и друзей. Церемония завершится призыванием божеств-защитников,
которых монахи Гьюдмеда попросят устранить препятствия на пути всех собравшихся.


В программе принимает участие лучший голос монастыря — мастер пения Досточтимый Дамчо Нима. Мастер пения является одним из самых уважаемых лам монастыря, он по традиции избирается Далай-ламой и возглавляет монашеский хор на важнейших церемониях и ритуалах.

Подробности: http://subscribe.ru/archive/culture.theatre.sda/200403/27190027.html


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИРЕКТОР ТЕАТРА АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВ

Контактная информация:
------------------------------
Контактное лицо: Елена Морозова
отдел внешних связей театра «Школа драматического искусства»
ст.м. «Сухаревская», ул. Сретенка, д. 19/27
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Телефон: +7 095 923-70-25


Буддизм

Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Буддизм наиболее распространён в Тибете, Бирме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. На территории России буддизм — это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.


1998–2018 Ассоциация «Буддизм в Интернете»
Поддержка сайта: Валерий Павлов