Печать

Буддизм вновь пускает корни в бурятских степях

Опубликовал: Валерий Павлов 30 Август 2010. Опубликовано в Новости

«La Croix», Франция

Иволгинский храм возвращает себе прежний блеск. Полным ходом идет строительство новых каменных залов. Паломникам и студентам нет числа. Немало здесь и туристов, которые едут сюда по Транссибирской магистрали, что бы открыть для себя в 40 километрах от Улан-Уде незнакомое лицо Восточной России. Иволгинский дацан (храм) — это исторический центр российского буддизма. Это место молитвы и обучения для лам со всех концов страны. Испытав ранее притеснения со стороны советского режима, сегодня он вновь становится главным очагом буддизма в стране. Иволгинский храм в частности известен тем, что здесь хранится тело ламы Даши-Доржо Итигэлова, духовного лидера всех российских буддистов до советской революции. Итигэлов умер в 1927 году во время медитации, а 30 лет спустя по его собственному завещанию его тело было эксгумировано. Без малейшего следа разложения. С тех пор оно хранится в особом мавзолее и является объектом особого почитания всех верующих.

Буддизм, как и все религии, подвергся жестоким гонениям в советскую эпоху. «Многие великие ламы были расстреляны в 1937 году. Тысячи монахов выслали, монастыри опустошили, а священные предметы отдали в музеи»,— рассказывает Зинаида Сажинова, преподаватель одного из университетов бурятской столицы. Иволгинский дацан был закрыт и разрушен в 1936 году по приказу Сталина. Однако в 1945 году режим ослабил свою хватку. Несколько выживших лам приступили к восстановлению храма. И с окончанием советской эры буддизм переживает в Бурятии новый подъем. «С 1986 года повсюду строятся новые храмы. В одном только Улан-Уде за последние годы их появилось целых десять»,— продолжает Зинаида Сажинова.

Расположенная в южной части Сибири Бурятия занимает площадь в половину Франции и насчитывает около миллиона жителей. 60% бурятов — буддисты. В республике имеется также и довольно крупная община староверов — христиан, которые отделились от Русской православной церкви еще в XVII веке. Остальная часть населения исповедует православие. Иволгинский храм служит одновременно, университетом, больницей, музеем и местом для молитв. Буряты приходят сюда, чтобы подлечиться, изучить тибетскую философию, проконсультироваться у китайского астролога, посмотреть на ценные старинные манускрипты и, конечно же, помолиться.

На самом деле дацан представляет собой комплекс из четырех храмов, связанных с другими зданиями, которые служат для образования или хранения произведений искусства. Разноцветные крыши далеко видны в простирающейся на сколько хватает глаз плоской бурятской степи, где свободно пасутся стада коров. Рядом с храмами живут 12 монахов, которых легко узнать по их неизменным шафрановым одеяниям. Они живут в маленьких деревянных домах, где принимают учеников и посетителей.

Вдоль идущих меж домов дорожек расставлены молитвенные мельницы, которые крутят паломники, так как по буддистским верованиям их поворот имеет то же духовное значение, что и чтение мантры. Кусты украшают цветные ленты, которые здесь называют «волосами ветра». Каждая из них была привязана посетителем и означает намерение произнести молитву. У входа находится небольшой рынок, где продается одежда, колокольчики, носки и традиционные шапочки. Буддистские храмы также привлекают своих торговцев.

Каждый год здесь отмечают несколько важных праздников. Восемь раз в год тело ламы Итигэлова выносят из его мавзолея. Молитва длится с 9 до 15 часов. Начиная с 1986 года, дацан несколько раз посетил сам далай-лама.

Радна Садмонов живет здесь с 1993 года и все еще идет по пути, который должен сделать из него монаха. «Давать обет здесь необязательно. Это зависит от желания каждого человека. Мы постоянно расширяем территорию института.— Рассказывает он.— Вот университет. Здесь у нас 120 студентов. Здание было построено только в прошлом году».

Занятия проводятся на тибетском языке. Студенты изучают философию, грамматику, художественные искусства, тантрический буддизм. Они приезжают сюда не только из России, но и Казахстана, Монголии и Китая. «Чтобы попасть сюда, не обязательно быть буддистом,— объясняет Радна Садмонов.— Нужно лишь стремиться учиться и расти над собой. Достаточно просто желать мира».

Оригинал публикации: Le bouddhisme s'enracine de nouveau dans la steppe

http://www.inosmi.ru