Печать

«Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм»

Опубликовал: Валерий Павлов 24 Сентябрь 2010. Опубликовано в Новости

ШамбалаГосударственный музей истории религии, г. Санкт-Петербург

Открытие нового раздела постоянной экспозиции «Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм»

Впервые за почти 80-летнюю историю Музея истории религии для широкой публики откроется таинственный мир религий Востока. Всостав нового раздела постоянной экспозиции музея войдут подлинные шедевры сакрального искусства стран Южной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Открытие состоится 28 сентября 2010 г. в 16.00.

Сложилось так, что в Музее истории религии никогда не существовало открытого специального раздела экспозиции, посвященного религиям стран Южной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Коллекции фонда «Религии Востока» никогда не были представлены широкой публике. Лишь небольшая часть экспонатов – то, что сегодня мы назвали бы фондом открытого хранения – была доступна ограниченному кругу посетителей. В основном, специалистам – исследователям, сотрудникам других музеев  и др. Отдельные экспонаты демонстрировались на временных выставках.

В новом разделе экспозиции в трех залах представлено более 800 памятников. Такое количество подлинных вещей одновременно редко экспонируется в современных музеях. Однако раздел предельно насыщен не только экспонатами. На различных носителях в музейных залах представлен максимально полный объем информации о религиях Востока — буддизме, индуизме, конфуцианстве, даосизме, синтоизме. Информативно и нестандартно дизайнерское решение пространства. Многообразная картина религиозной жизни стран Южной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии обусловила структуру экспозиции.

Первый зал знакомит с основными этапами развития буддизма, значением образов будд и бодхисаттв, другими сюжетами. В зале воспроизведены обстановочные сцены «Комната ламы», «Созерцание гневного божества Ваджрабхайравы», «Праздник будды грядущего Майтреи», дизайн которых был разработан ещё в 1930-е годы бурятскими художниками-ламами совместно с учёными востоковедами. В отдельной витрине представлена панорама «Мистерия цам» (ритуальные танцы, исполнявшиеся буддийскими монахами в Тибете, Непале, Монголии, а также на севере Индии). Один из разделов экспозиции посвящён тибетской медицине.

Подлинной жемчужиной экспозиции стала модель алтаря буддийского храма. В центре композиции – Будда в самбхогакае (теле блаженства). Он изображён в «одеянии принца» в короне, серьгах, богатом оплечье, с браслетами на руках и на ногах. Будду окружают фигуры архатов (учеников Будды, достигших просветления). Перед священными изображениями располагаются чаши для подношений, сосуды для святой воды, мандала (жертвенное блюдо), курильница с благовониями, буддийские символы – Семь драгоценностей, Восемь счастливых эмблем. Алтарь украшается «знаменами победы». В экспозиции разработан световой сценарий, представляющий буддийское учение о космосе. Рядом с этим разделом помещается макет интерьера буддийского храма Санкт-Петербурга.

С сюжетами, связанными с жизнью основоположника буддизма царевича Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) знакомит буддийская свитковая живопись XIX–XX вв. – танка, широко представленная на экспозиции («Нисхождение Белого слона», XIX в.; «Рождение Бодхисаттвы», XIX в.; «В кругу благородных женщин», XIX в.; «Колесо бытия», XX в. и др.). В том же зале можно увидеть атрибуты и одеяния буддийских монахов; изображения архаических божеств, культ которых сохранялся наряду с буддизмом, а также скульптуры Будды (XIX–XX вв.), поступившие в коллекцию музея из Тайланда, Шри-Ланки, Камбоджи и Мьянмы. Отдельного внимания заслуживают памятники из буддийского культового комплекса Кара-Тепе (II–IV вв.н.э.), привезенные сотрудниками Музея истории религии из экспедиций, проводившихся на территории современного Узбекистана.

Второй зал посвящен религиям Индии. Здесь находятся предметы, знакомящие с происхождением и основными течениями крупнейшей в мире национальной религии – индуизма, корнями уходящего в древнюю ведийскую религию. На экспозиции демонстрируются скульптурные изображения божеств ведийского пантеона – Индры, Сарасвати и др. В ходе становления индуизма культ этих божеств отошел на второй план, их место заняли Брахма, Вишну и Шива. С вишнуитской и шиваитской мифологией знакомят экспонируемые в зале произведения индийской скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Другие экспонаты зала вводят в мир индуистской обрядности – традиционные музыкальные инструменты, маски, амулеты, ритуальные колокольчики, светильники. У народов Южной Азии широко распространены многочисленные региональные культы. На экспозиции широко представлены памятники, рассказывающие о многообразии народных верований.

Экспонируемые в третьем зале уникальные свитки отражают многоликость и разнообразие религиозных верований Китая и Японии, где на протяжении столетий соседствуют буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Интересны китайские лубки из коллекции академика В. М. Алексеева собранные им в начале XX века в Китае. В их сюжетах отразились народные представления о земном счастье и благополучии. Поражает своими художественными достоинствами скульптура, представляющая основателя даосизма Лао-цзы и даосских бессмертных в сценах, связанных с фантастическими историями их жизни. Замечательно по красоте вышитое полотно «Три бога счастья». Привлекает внимание макет алтаря будды Амиды.

Экспонаты помещены в витрины, имитирующие фасады буддийских храмов. В интерактивном пространстве зала каждый посетитель может прокутить молитвенные барабаны с написанными на них мантрами (молитвами).

Вместе с новым разделом экспозиции для посетителей вновь откроется раздел «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи» («Буддийский рай»), представляющий собой объёмный макет Чистой земли будды Амитабхи. Макет занимает площадь 12 кв. м. В его оформлении используются особые световые эффекты, раскрывающие смысл всей композиции. 


В 15.00 28 сентября 2010 г. на выставке состоится пресс-показ для журналистов.

Программа событий в рамках выставки:

  • Цикл лекций «Путешествие на Восток.


28 октября — Лекция «Жизнь и учение Будды. Буддизм Юго-Восточной Азии»
11 ноября — Лекция «Тибето-монгольский буддизм»
18 ноября — Лекция «Мистерия Цам»
25 ноября — Лекция «Три великих учения. Религия Китая»
2 декабря — Лекция «Путь богов и учение Будды. Религия Японии»
9 декабря — Лекция «Обряды и праздничные церемонии в индуизме»



Пресс-служба ГМИР:
Тел. (312) 570-49-84, 314-58-10
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра." mce_href="mailto:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">mus-relig@mail.ru