Печать

В Бурятии начинаются раскопки таинственных катакомб

Опубликовал: Валерий Павлов 14 Июнь 2011. Опубликовано в Новости

xpdyejkm jkby.jpgЛамы Шулутского дацана в Заиграевском районе пытаются опередить черных археологов. Сегодня от Шулутского дацана, который в начале прошлого столетия выглядел прекрасным религиозным комплексом, остался лишь главный храм — Цогчен-дуган, который в советские годы на удивление остался нетронутым

Его стены сохранили память о славном прошлом, о его великих обитателях: пандито Хамбо ламах Чойдор Мархаеве, Гуро Дарма Цыремпилове, Чойнзон Иролтуеве, а также Учителе XIII Далай-ламы цаннит Хамбо ламе Агване Доржиеве.


Однако весьма вероятно, что под землей до сих пор хранятся другие сокровища и тайны. Местные жители всегда говорили о каких-то катакомбах, провалах и подвалах на территории дацана. 21 мая на месте одного из провалов ламы и местные жители начали раскопки.

— В 1986—1987 годах здесь была раскопана дверь, — рассказал пенсионер Анатолий Парфенов. — От нее куда-то вглубь вел длинный ход. Перекрытия были из рельсов 1905 года. Но земля начала обваливаться, и ход был вновь замурован. Никто тогда не был заинтересован в продолжении исследований. Потом в другом месте, в метрах ста отсюда, обвалилась земля и появилась дыра. Моя мать закрыла дыру большим плоским камнем и строго-настрого запретила нам рыть землю. Но если постучать, то вы услышите гулкий звук пустоты. Старики говорили, что под землей сидят бурханы — статуи богов. Что это было, никто не знает.

О том, что здесь может таиться много интересного, знают и профессиональные копатели.

— Недавно здесь появился человек с миноискателем, — говорит ширетуй дацана Чингис-лама. — У него были подробные карты и чертежи, и он был весьма осведомлен об истории дацана.

Раскопки начались утром. Сначала самодеятельные археологи обнаружили каменные плиты, которые уходили в землю. К вечеру копатели углубились на полтора метра в объеме 2 x 2 м. И тем самым обозначились выложенные плитами контуры загадочного сооружения. Что это могло быть? Мнения экспертов разделились.

Дид-хамбо Буддийской традиционной сангхи России Дагба-лама Очиров считает, что это могли быть помещения, где монахи проводили тантрические ритуалы. Шулутский дацан был признанным центром тантризма — системы практик для достижения высшей реализации. Возможно, по его версии, ламы, погрузившись в состояние медитации, сидели здесь в полной темноте и тишине. Известно, что тогда они пребывали в таком состоянии до трех лет. Одним из выдающихся практиков был Хамбо лама Итигэлов. Результат известен: его нетленное тело — как свидетельство окончательного результата («плода») — состояния Будды.

Однако религиовед Анатолий Жалсараев предлагает более прозаические объяснения. В подвальных помещениях с постоянным температурным режимом могли храниться культовые предметы — маски, ткани и прочее. А возможно, это были обычные ледники для хранения продуктов. В дацане могло постоянно проживать порядка тысячи лам.

Наверняка зимой они загружали глыбы льда в погреба для хранения в них летом мяса и рыбы.
Кто из них прав, покажет время. Раскопки продолжаются под пристальным наблюдением руководства сангхи. На прошлой неделе в Шулутском дацане побывал Хамбо лама Дамба Аюшеев. Еще одним поводом для пристального внимания к этой загадке станет празднование 120‑летия пребывания в дацане цесаревича Николая, там, где ступала нога последнего русского царя!

Шулутский дацан — это единственный буддийский монастырь, в котором когда-либо принимали императора России. 3 июля исполнится ровно 120 лет с того дня, как цесаревич Николай прошел по красной ковровой дорожке сквозь специально построенную триумфальную арку и вошел в царский храм. Высочайшее посещение буддийской кумирни было делом далеко не случайным. Дацан находился на пути следования Николая Романова. И в то время это был действительно красивейший, многолюдный и значимый центр российского буддизма.

Вот как описывают это событие в исторических хрониках:

«Его Императорское Величество посетил храмы дацана, а затем, сидя на троне под балдахином, соизволил смотреть на религиозную пляску «Цам». С крыльца кумирни открывалась обширная картина на долину реки Уды, на горы позади ее, покрытые лесом, на огромные массы прибывших бурят и, наконец, на лам в их богатых, своеобразных и красивых одеждах. После «Цама» в шатре состоялся завтрак, по окончании которого цесаревич поблагодарил хозяев за прием и, раздав награды и подарки — медали, золотые и серебряные часы, изволил отбыть».

Автор: Александр Махачкеев
Источник: Еженедельник «Информ Полис»