Опубликовал: Валерий Павлов 14 Июнь 2011. Опубликовано в Новости
17 июня в селе Орлик Окинского района Бурятии пройдет Международная научно-практическая конференция «Сохранение и развитие культурного наследия и традиционных знаний коренных народов Алтае-Саянского региона»
Это мероприятие известно как Самаевские чтения, поскольку посвящено памяти Ламы-ГелонгаДанзан-Хайбзуна Самаева. Человека, которого на родинедо сих пор почтительно называют «Учитель».
— Конференция пройдет в 2 этапа.На первом этапе в Орлике будут выступать ученые из БНЦи Москвы,— сообщила «Информ Полису online” сестра ламы Зоя Самаева.— А второй этап пройдет в сентябрена республиканском празднике сойотов. Нынешние Самаевские чтения завершатся 19 июня походом на Хойтогол – особо охраняемую природную зону.
Лама-ГелонгДанзан-Хайбзун Самаев Он один из немногихв России, кто получил полное монашеское посвящение от досточтимогоДалай-ламы XIV. Вся его жизнь была полна загадочных событий и поступков.
Будучи успешным студентом престижного Ленинградского университета (восточного факультета), он неожиданно для многих уехал в Монголию, чтобы получить духовное образование в Буддийском институте. За его плечами такие известные центры буддийского образования, как Гоман-дацан (Южная Индия), Институт диалектики (Дхарамсала, Северная Индия).
В Ленинград, ставший Санкт-Петербургом, он вернулся уже в трудное время, начало 90-х годов ширетуем Петербургского дацана «Гунзэчонэй». Имея блестящее традиционное буддийское образование, лама Данзан-Хайбзун Самаев всю свою жизнь посвятил возрождению духовности народа в современных условиях.
За выдающиеся заслуги в деле развития духовности в Россиион награжден орденом достоинства Георгия I степени Российской палаты личности. Его энергия, активное и заинтересованное отношение ко всему происходящему вдохновляли людей, вселяя в них истинную веру, надежду и помогали выжить.
В северной столице он активно занимался культурно-просветительской деятельностью: стоял у истоков создания Университета буддийской культуры и Бурятского культурного центра в Санкт-Петербурге, организовал детскую воскресную школу при дацане для детей бурятских семей, проживающих в городе.
— В 1993 году по просьбе земляков, обосновавшихся в Якутии, Учитель создал буддийскую общину в г. Нерюнгрии оказывалей духовную поддержку. В тот же год Учитель организовал и провел выставку «Буддизм. Природа. Человек» в г. Санкт-Петербург, организовал съемку 2-х документальных фильмов: «Буддийская Бурятия сегодня» и «Будда Сибири», где впервые в истории России рассказывалось о процессе возрождения буддизма в этнической Бурятии и России – рассказывают о нем ученики.
Еще один факт из подвижнической жизни Самаева связан с изготовлением, освящением и установкойв Санкт-Петербурге,в дацане, пятиметровой статуи Будды Шакьямуни, самой большой в Европе. Прежняя статуя простояла с 1913 по1937 гг., затем была разбита в годы гонений на религию.22 мая1994 года дацан «Гунзэчонэй» вновь обрел свою главную святыню. В 1992г. Данзан-Хайбзун Самаев возглавил экологическое просветительское движение «Ахалар», у которого есть свои последователи и за пределами России.
— Благодаря Учителю, в начале 90-х годов началось движение по восстановлению статуса коренного малочисленного народа – сойотов – вспоминают окинцы.