Опубликовал: Валерий Павлов 01 Июль 2011. Опубликовано в Новости
Калмыцкая автономная республика в составе Российской Федерации была из тех местностей, где с начала 20-ых годов прошлого столетия начался разгром и разграбление буддийских храмов. К 1940 году после столь «успешной» политики властей все калмыцкие хурулы закрыты и уничтожены, духовенство репрессировано. До начала 90-ых годов 20 века в республикене былони одной буддийской организации. Не былони одного буддийского храма, ни одного молельного дома и несколько поколений калмыков не имели возможности знать свои национально-культурные истоки.
Некоторые из ученых России даже считали, что и архитектурного наследства у калмыцкого народа нет и бытьне могло. Между тем полевые материалы, литературные источники и архивные данные неопровержимо свидетельствуют о существованиив недавнем прошлом во всех улусах Калмыкии архитектурных памятников, тесно связанных с культуройи традициями народа.
Документы, частично сохранившиеся в архивах, чудом уцелевшие старинные фото донесли до наших дней удивительной красоты буддийские храмы, которые были возведены в Калмыцкой степи. Буквально по крупицам ученые журналисты республики собирают сведения о памятниках культуры и калмыках, достойных представителях народа. Журналист Полина Шарвенова свой материал посвятила буддийскому монаху, настоятелю калмыцкого хурула Бакше Дангке.
Среди всех хурулов, бывших в калмыцкой степи в 19 веке, а их было немало, самым почитаемым был хурул рода Зюнгар Ики-Цохуровского улуса, находившийся в урочище Чапчачи. Почему же его так почитали? Он был самым бедным из всех калмыцких хурулов, не былов нем драгоценных реликвий, которым поклоняются люди, А славу ему принес настоятель этого храма – Багша Дангке. О его доброте, сострадании и мудрости ходили легенды. Он строго соблюдал заповеди буддизма, и этого же требовал от других священнослужителей, а мирян призывал следовать учению Будды.
Багша Дангке умер в серединеXIX века,но верующиене забывали его еще долгие годы. Посетивший Зюнгарский хурул в концеXIX века (то есть через пятьдесят лет после смерти Багши) этнограф Иродион Житецкий был очевидцем того, как калмыки рода Зюнгар чтили его память. В своей книге «Очерки быта астраханских калмыков» Житецкий пишет: «Один из бедных хурулов в Калмыцкой степи- это Зюнгаров хурул Икицохуровского улуса. Начальником этого хурула 30 лет назад был Бакша Дангке, почитавшийся за святого человека. При жизнион отличался бескорыстием, проповедовал аскетизм, убеждая других, что богатство есть главный источник несчастия людей и их греховности, и, умирая, просил избегать богатства. Его традиции Зюнгарский хурул стремится придерживаться и теперь.И вотв этом хуруле хурульные средства заключаются в 6 лошадях и 200 овцах.В других хурулах число скота сравнительно больше. Так в Мало-Цатановом хуруле, тоже Ики-Цохуровского улуса, в 1885г. считалось 7 верблюдов,50 голов рогатого скота и 400 овец. В том же году в Мало-Цатановом хуруле Эркетеневского улуса было 20 верблюдов,70 лошадей,200 голов рогатого скота и 1000 овец;в Большом Багутовом хуруле Яндыковского улуса (один из богатых хурулов по скотоводству в степи)- было верблюдов около 70, лошадей более 300,коров около 100 и овец более 3000».
Калмыки называли настоятеля храма Кегшн Багша (старый учитель). Настоящее его имя было Шевен Давга. Удивительна не только жизнь этого священнослужителя, но и обстоятельства его смерти.
После того, как Багши похоронили, жители стали замечать, что над его могилой появляется свечение и возникают радуги. Они обратилиськ ламам, и те, сказали, что могилу надо вскрыть. Когда ее вскрыли, то все увидели нетленное тело святого, он как будто спал, лежа на боку, подложив руку под голову, как сказали ламы, в позе барса.
Нетленное тело Учителя поместили в специальный саркофаг под стеклом в отдельной кибитке, а затем в специально построенной часовне. Верующие поклонялись ему вплоть до 1929 года,и тело святого оставалось неизменным. Но пришли времена воинствующего атеизма, и чиновникиот Советской власти стали говорить, что зюнгарцы поклоняются мумии. По их требованию в 1929 году часовню разрушили, саркофаг разбили,тело извлекли.
Как вспоминают старики, весь путь, по которому на телеге везли тело святого в районный центр Яшкуль, люди простирались, подходили, и чтобы получить благословление, прикасались к бортами колесам телеги. Те, кому уже за семьдесят помнят этот день. Они рассказывают, как маленьких их поразило то, то,как люди выбегали из домов,и совершали поклоны. «Они все ложились на землю, плакали, а я все удивлялась, почему они лежат на земле»,— рассказывала одна из старых женщин. Люди также помнят, как тело ламы растрясло в телеге, и из двух царапин потекла кровь.
В Яшкуле всего на одну ночь его поместили в здании клуба, и всю эту ночь шли к своему святому верующие, чтобы проститься с ним. Солдаты, стоявшие в охране, рассказывали, что в пустом здании клуба слышались голоса буддийских лам, читавших молитвы. А на утро тело святого в сопровождении вооруженной охраны увезли в Элисту. Больше они его не видели.По слухам, его отправили в Ленинград для научного исследования. С тех пор его судьба неизвестна.
Сейчас в урочище Чапчачи никто не живет.Хотя до войны это было большое село. В 1942 году в этих местах шли тяжелые бои. Как рассказывают старики, в одно утро пришли немецкие солдаты и всех жителей выгнали из их домов.Им пришлось уйти в соседнее село Чилгир, некоторые добирались туда пешком, неся на себе маленьких детей и нехитрые пожитки. А на месте села Чапчачи фашисты возвели укрепленную линию обороны, все дома разрушили, а на их месте построили блиндажи и выкопали окопы. Но все равно это им не помогло надолго задержаться на яшкульской земле, вскоре части 28 Армии выбили немцев из Чапчачии погнали дальше на запад.Вот только зюнгарцам не суждено было вернуться в свое родное село. В 1943 году их, как и всех калмыков, выселили в Сибирь,и многиеиз них оттуда не вернулись, а те, кому посчастливилось вернуться, уже не вернулисьв родное село.
Но зюнгарцы не забывают родную землю, на месте своего знаменитого хурула в памятьо святом багши Дангке они выстроили часовню, и каждый год приезжают сюда, совершая обряд поклонения родной земле и памяти предков.