Опубликовал: Валерий Павлов 29 Октябрь 2011. Опубликовано в Новости
Красноярский журналист Илья Наймушин вновь побывал у наших соседей в таинственнойи манящей Туве.
Сквозь проём в руинах древнего тувинского храма Устуу-Хурээ, который был построен когда-тов соответствиис точными канонами тибетского стиля, а в годы политических репрессий был разрушен, видна теперь новопостроенная точная копия возрождённого храма.
В сентябре сюда приехала большая группа монахов из широко известного буддистам тантрического монастыря Гьюдмед, который был основан в Тибете более 600 лет назад. В Кызыле и на развалинах буддистского монастыря Устуу-Хурээ тибетские монахи провели ряд важных религиозных служб и обрядов,а также построили в столице республики песочную мандалу.
Глядя на то, как трепетно тувинцы склонялись перед тибетскими монахами во время создания этой самой мандалы, понимаешь, что Россия — действительно великая Евразийская держава. И здесь издавна гармонично сочетались на основе православия не только ценности западной цивилизации, но и мудрость, терпимость основных восточных религий.
Причём гармония этих взаимоотношений тем легче достигалась, чем больше было стремления как светских властей, так и религиозного руководства установить такой миропорядок, при котором каждому россиянину было бы комфортно жить на своей земле.
Вот и Тува оживлена сейчас новыми экономическими проектами, связанными с будущим строительством железной дороги от Курагинодо Кызыла,но одновременно в её степных долинах возрождается традиционный образ существования местных скотоводов. Например, собственное стадо овец и коз содержит вместе с детьми тувинский чабан Сыын-оола Донгак в окрестностях посёлка Чадан. В его юрте чтут Будду, но не забываюти местных духов, почитают вековую мудрость тувинских шаманов, с уважением при этом относясь к гостямиз России.
И в этом особенность нынешней Тувы. Вот уборку зерновых ведёт хорошо знакомый красноярцам комбайн «Енисей» на фоне живописных заснеженных вершин северных отрогов хребта Танну-Ола.А телевизионный ретранслятор разместился у подножия другой священной горы Кайыракан, на склонах которой проповедовал недавно глава буддистов мира Далай-лама.
Первая волна буддизма пришла сюда ещё в IX векеот уйгуров — тюркоязычного народа, родственного тувинцам. Однако форма этой религии, сложившаяся в Туве, отличается большой национальной самобытностью. Буддизму в Туве потребовалось не так много времени, чтобы пройти путь от появления первых лам-миссионеров до признания его светской властью в качестве одной из официальных религий. Если в Монголии прошло 700 летсо времени проникновения туда буддизма и до времени его стремительного расцвета, то в Туве — чуть более полутора веков, начиная с конца века восемнадцатого.
Особенностью этого процесса было то, что традиционное шаманство и буддизмв целом воспринимались и воспринимаютсядо сих пор здесь как две самостоятельные религиозные системы, каждая из которых имеет свою сферу действия, вопрос об их соперничествеи тем более борьбе никогда не стоял.
Вот почему и архитектурное искусство Тувы, вырастая в целомна местной почве, развивалось своеобразно и специфично, хотя, несомненно, было связано с архитектурными течениями соседних стран — Индии, Китая и Монголии.В основеих храмовой планировки чаще всего лежала схема мандалы — диаграммы, символизирующей метафизическую структуру Вселенной. Так, одна из легенд повествует о том, что некогда Гаутаме, будущему Будде, был задан вопрос, как увековечить память о нёми его делах. В ответон расстелилна земле свою монашескую одежду, в центре поставил вверх дном чашу для подаяний и увенчалеё своим зонтом. Так якобы родились три обязательных элемента ступы: основание, колокол и зонт.Всё это сегодня можно увидеть в Туве.
По официальным данным, в начале нынешнего века на территории республики официально действовали 44 религиозные организации, из них20 буддийских,6 шаманских,2 православных,15 протестантских и 1 старообрядческая община. При этом недавно был сделан перевод на тувинский язык христианской Библии и даже фильма «Иисус Христос».
Буддизм сам по себе оказал значительное влияние на традиционную культуру тувинцев: наложил отпечаток на народные обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники, на народную медицину, привёл к модернистским новшествам в шаманизме, но и сам испытал на себе его влияние. В Туве буддизм сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других —к буддийским священникам.
Сегодня вместо светских праздников тувинцы приобщаются к Шагаа — традиционному Новому году, Наадыму — летнему празднику скотоводов и забытым праздникам буддийского календаря; а живущие по соседству русские —к Рождествуи Пасхе.Тем не менее, все эти традиции признаются здесь очень важными для духовной жизни местного населения и возрождения удивительной республики, откуда сам Будда смотрит на российского орла с любовьюи надеждой.
Леонид ФЁДОРОВ.
На снимках: О чём молчат руины? Песочная мандала. Благословение Далай-ламы.И вечна степь, и веченв ней пастух… Монахи священнодействуют.