Печать

Будда смотрит на Россию из тувинских степей

Опубликовал: Валерий Павлов 29 Октябрь 2011. Опубликовано в Новости

photo_7_1?display=previewКрасноярский журналист Илья Наймушин вновь побывал у наших соседей в таинственной и манящей Туве.

Сквозь проём в руинах древнего тувинского храма Устуу-Хурээ, который был построен когда-то в соответствии с точными канонами тибетского стиля, а в годы политических репрессий был разрушен, видна теперь новопостроенная точная копия возрождённого храма.

photo_7_2?display=preview

В сентябре сюда приехала большая группа монахов из широко известного буддистам тантрического монастыря Гьюдмед, который был основан в Тибете более 600 лет назад. В Кызыле и на развалинах буддистского монастыря Устуу-Хурээ тибетские монахи провели ряд важных религиозных служб и обрядов, а также построили в столице республики песочную мандалу.

Глядя на то, как трепетно тувинцы склонялись перед тибетскими монахами во время создания этой самой мандалы, понимаешь, что Россия — действительно великая Евразийская держава. И здесь издавна гармонично сочетались на основе православия не только ценности западной цивилизации, но и мудрость, терпимость основных восточных религий.

photo_7_3?display=preview

Причём гармония этих взаимоотношений тем легче достигалась, чем больше было стремления как светских властей, так и религиозного руководства установить такой миропорядок, при котором каждому россиянину было бы комфортно жить на своей земле.

Вот и Тува оживлена сейчас новыми экономическими проектами, связанными с будущим строительством железной дороги от Курагино до Кызыла, но одновременно в её степных долинах возрождается традиционный образ существования местных скотоводов. Например, собственное стадо овец и коз содержит вместе с детьми тувинский чабан Сыын-оола Донгак в окрестностях посёлка Чадан. В его юрте чтут Будду, но не забывают и местных духов, почитают вековую мудрость тувинских шаманов, с уважением при этом относясь к гостям из России.

photo_7_4?display=preview

И в этом особенность нынешней Тувы. Вот уборку зерновых ведёт хорошо знакомый красноярцам комбайн «Енисей» на фоне живописных заснеженных вершин северных отрогов хребта Танну-Ола. А телевизионный ретранслятор разместился у подножия другой священной горы Кайыракан, на склонах которой проповедовал недавно глава буддистов мира Далай-лама.

Первая волна буддизма пришла сюда ещё в IX веке от уйгуров — тюркоязычного народа, родственного тувинцам. Однако форма этой религии, сложившаяся в Туве, отличается большой национальной самобытностью. Буддизму в Туве потребовалось не так много времени, чтобы пройти путь от появления первых лам-миссионеров до признания его светской властью в качестве одной из официальных религий. Если в Монголии прошло 700 лет со времени проникновения туда буддизма и до времени его стремительного расцвета, то в Туве — чуть более полутора веков, начиная с конца века восемнадцатого.

photo_7_5?display=preview

Особенностью этого процесса было то, что традиционное шаманство и буддизм в целом воспринимались и воспринимаются до сих пор здесь как две самостоятельные религиозные системы, каждая из которых имеет свою сферу действия, вопрос об их соперничестве и тем более борьбе никогда не стоял.

Вот почему и архитектурное искусство Тувы, вырастая в целом на местной почве, развивалось своеобразно и специфично, хотя, несомненно, было связано с архитектурными течениями соседних стран — Индии, Китая и Монголии. В основе их храмовой планировки чаще всего лежала схема мандалы — диаграммы, символизирующей метафизическую структуру Вселенной. Так, одна из легенд повествует о том, что некогда Гаутаме, будущему Будде, был задан вопрос, как увековечить память о нём и его делах. В ответ он расстелил на земле свою монашескую одежду, в центре поставил вверх дном чашу для подаяний и увенчал её своим зонтом. Так якобы родились три обязательных элемента ступы: основание, колокол и зонт. Всё это сегодня можно увидеть в Туве.

По официальным данным, в начале нынешнего века на территории республики официально действовали 44 религиозные организации, из них 20 буддийских, 6 шаманских, 2 православных, 15 протестантских и 1 старообрядческая община. При этом недавно был сделан перевод на тувинский язык христианской Библии и даже фильма «Иисус Христос».

Буддизм сам по себе оказал значительное влияние на традиционную культуру тувинцев: наложил отпечаток на народные обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники, на народную медицину, привёл к модернистским новшествам в шаманизме, но и сам испытал на себе его влияние. В Туве буддизм сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других — к буддийским священникам.

Сегодня вместо светских праздников тувинцы приобщаются к Шагаа — традиционному Новому году, Наадыму — летнему празднику скотоводов и забытым праздникам буддийского календаря; а живущие по соседству русские — к Рождеству и Пасхе. Тем не менее, все эти традиции признаются здесь очень важными для духовной жизни местного населения и возрождения удивительной республики, откуда сам Будда смотрит на российского орла с любовью и надеждой.


Леонид ФЁДОРОВ.

На снимках: О чём молчат руины? Песочная мандала. Благословение Далай-ламы. И вечна степь, и вечен в ней пастух… Монахи священнодействуют.

http://www.krasrab.com