Печать

Тело великого ламы осталось нетленным

Опубликовал: Валерий Павлов 30 Октябрь 2002. Опубликовано в Новости

11 сентября в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага с прахом Даши-Доржо Итигилова (1852–1927 гг.). Тело было изъято из бумхана — места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России. Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии – в той самой позе лотоса, которую принял Итигилов, когда, медитируя, уходил из жизни.


Даже среди очень продвинутых буддийских практиков достижение нетленнего тела – редчайший случай, считают представители Буддийской традиционной Сангхи России

Только великие Учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации-самадхи и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется. Это происходит потому, что процесс смерти — угасание жизненных функций тела — находится под сознательным контролем. Но не всякое тело может сохраниться нетленным, утверждает старейший бурятский Гэлэк-Балбар лама.

Можно только предположить, что Хамбо лама Даши-Доржо Итигилов был практиком величайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений.

«С раннего детства я слышал от стариков и родственников о Хамбо ламе Итигилове,— рассказывает унзад-лама, ведущий молитвенных чтений, Бимба Доржиев, который служит в Иволгинском дацане с 1988 года (родом он из Хурамши — села, располагающегося недалеко от бывшего Янгажинского дацана, где служил Итигилов, – Авт.).— Запомнилась история о том, как прихожане Цонгольского дацана обратились к Хамбо ламе Итигилову с просьбой определить новое место для постройки дацана, так как прежнее заливало водой во время наводнений.

Итигилов указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра первого Хамбо ламы Дамбы Доржи Заяева. И там действительно обнаружили эти предметы и впоследствии построили новый дуган Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Верующие приняли Итигилова за перерожденца Хамбо ламы Заяева».

От старых лам Бимба Доржиев слышал и то, что Итигилов уходил из жизни в состоянии медитации, и в 50-е годы ламы удостоверились в сохранности его тела согласно завещанию. В самом деле, в 1955 году группа лам во главе с Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым вскрыла саркофаг с телом, привела его в порядок и вернула в бумхан. Скорее всего, это было сделано втайне от властей, и, конечно же, в те годы не могло быть и речи о возвращении тела в дацан.

«В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо ламы и проверить состояние его тела,— продолжает лама Бимба Доржиев.— Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо ламы Итигилова объектом почитания верующих, то это станет самым большим благом».

Доржиев нашел человека, который знал о месте захоронения Учителя,— дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. Он видел Итигилова при жизни, а его тесть участвовал в 1955 году во вскрытии саркофага.

Бимба лама и группа верующих обратились к Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву с просьбой организовать раскопки. И 10 сентября с группой лам и родственниками Хамбо лама Аюшеев выехал на место захоронения. С помощью дедушки Амгалана было определено точное место захоронения.

«Наш рациональный ум говорит, что сохранение в более или менее хорошем состоянии умершего тела невозможно. Все-таки прошло 75 лет после ухода Хамбо ламы,— говорит Дамба Аюшеев.— Я попросил всех в самый ответственный момент отойти от саркофага. К нему подошел медицинский эксперт Э. Мандарханов и, когда спустя некоторое время он подтвердил, что тело находится в сохранности, я испытал огромное облегчение и радость. Но одновременно почувствовал груз ответственности за дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела».

Вечером 10 сентября при большом скоплении верующих саркофаг был встречен в дацане с почестями высшего буддийского иерарха.

Под чтение молитв и звуки ритуальных инструментов его поместили в Диважин-дугане, где находится макет рая — чистой земли Будды Амитабхи, а также мандалы высших божеств.

Волнение, сомнения, чувство сопричастности к историческому событию – эти эмоции испытывал каждый из присутствовавших при вскрытии саркофага.

Эксперты И. А. Вологдин и Д. А. Горин сличают прижизненную фотографию Хамбо ламы Д.-Д. Итигилова с эксгумированным телом, одетым в желтый тэрлиг, и с уверенностью говорят: «Это он».

С рассвета до ночи в Диважин-дугане ламы и хувараки ежедневно читают специальную молитву — «Дэмбрэл додбо» — «Хвала взаимозависимому происхождению» — коренной текст по пустотности всех явлений.

Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета, создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии.

Ответственным за «Собрание драгоценного тела Учителя» назначен один из главных инициаторов вскрытия места захоронения Хамбо ламы Д.-Д. Итигилова унзад лама Иволгинского дацана Бимба Доржиев. Поклонение телу йогина может принести великое благо всем верующим, считает уважаемый Гэлэк-Балбар лама.

Со времен учеников Цзонхавы, основателя школы Гелукпа (ХV век), были попытки сохранения тела Учителя, но далеко не все оказались удачными. Но буддистам Бурятии несказанно повезло, они могут воочию лицезреть чудо. Великий Учитель смог через 75 лет явить свое нетленное тело взору своих последователей, чтобы напомнить о нашей бренности, о непостоянстве и смерти, о великой силе Учения Будды.

_______________________________________________________________
Борис Дондоков, пресс секретарь Буддийской Традиционной Сангхи России.