Печать

О дружелюбии: из бесед с дост. Пемасири

Опубликовал: Валерий Павлов 24 Апрель 2014. Опубликовано в Новости

PemasiriНе судить других

Будда сказал, что на этом свете у нас нет никого дороже себя. Как найти гармонию в отношении к себе, не впадая ни в нарциссизм, ни в излишний критицизм?

Самокритичность – это не тот метод, который был рекомендован нам Буддой.

Некоторые, выполняя практику рассмотрения тела, начинают ненавидеть его, считать грязным и отвратительным, хотя было сказано о преимуществах рождения в человеческом теле.

Понимание природы тела без прикрас и ненависть к нему – это разные вещи. Не надо относиться к нему с презрением.
То же самое с умом,— чрезвычайно важно видеть свои килесы и знать о них, но нет никакой необходимости подавлять, оскорблять ум, быть настроенным против него.

Нам нужно иметь сострадание к себе, не жалость, а истинное сострадание. Это очень тяжело.

Только имея сострадание к себе, можно иметь сочувствие к другим. Грубое и жестокое поведение означает отсутствие сострадания к себе.

Как избавиться от привычки судить других?

Сравнивать себя с другими — неотъемлемая часть человеческого ума. Если человек соблюдает нравственные принципы или много медитирует, ему обычно очень трудно удержаться от осуждения других. Такова естественная склонность ума — мыслить категориями: «Я лучше», «Я хуже», или: «Я такой же».

Часто мы думаем, что какой-то человек хороший только из-за нашего эгоизма и самомнения: нам нравятся люди, которые имеют схожие с нами убеждения. Если кто-то «захлебывается» от восторга, хваля другого человека, то обычно достаточно крохотного проступка «кумира», чтобы начать клеймить его позором, забыв про все недавние восторги. По этой причине я чувствую определенную неловкость, когда люди восхваляют меня, потому что они быстро меняют свое мнение и забывают про все доброе, что ты сделал для них.

Нужно тренировать себя не становиться счастливыми от чужих комплиментов, не зависеть от них, как и от критики. Будда пережил очень много оскорблений, но они не захватили его ум.

Нам всем свойственно выносить всевозможные суждения об окружающих, и эту привычку нельзя назвать полезной. Критичность и предвзятость становятся своеобразной пищей для ума.

Чтобы на самом деле составить мнение о ком-то, нужно прожить рядом с ним очень долгое время. Обычно люди судят о других, исходя из ограниченного числа эпизодов, которые они увидели, и на их основании они делают далеко идущие выводы. В реальности мы можем говорить, что человек хорош в конкретной ситуации, ибо как мы можем знать, что случится с ним в будущем? Люди меняются.

Меня часто спрашивают, как вы, Бханте, можете общаться с таким-то и таким-то ужасным персонажем? Я же отказался от привычек судить других,— даже у прекрасных людей есть недостатки, и даже преступники имеют те или иные достойные качества.

Мне кажется, что сочувствовать намного легче, чем сорадоваться.

Это правда: метта в начале практики — это в действительности каруна, потому что быть сострадательным проще, чем быть доброжелательным, а сорадоваться другим – сложнее, чем быть доброжелательным. Когда человек сострадает, он невольно ставит себя выше другого, когда практикует метту – желает счастья другим в равной степени с собой, а мудита – это радость за тех, кто имеет больше, кто более счастлив. Люди не склонны радоваться за других, поэтому мудита наиболее трудна.

Многие пытаются провести «водораздел» между меттой (дружелюбием), каруной (состраданием), мудитой (сорадованием) и упеккхой (равностностью), хотя на самом деле это все части одного целого, и, культивируя одно, вы развиваете и другое.

Мы начинаем с построения хороших качеств характера и щедрости. Когда человек делает дар, то в этот момент в его уме присутствует не только добродетель щедрости, но и множество других благих качеств: мудрость, нравственность, бесстрастие,— поэтому нельзя практиковать построение только одного фактора; они опираются друг на друга и поддерживают друг друга. Каруна и мудита — это тоже результат метты. Не нужно специально стараться развить сорадование: оно придет само.

Метту нужно начинать с практики тела и речи, а уж потом — ума. Это приходит не сразу, мало- помалу, шаг за шагом. Прогресс в метте заканчивается упеккхой, равностностью. Невозможно начать с нее: метта, каруна и мудита равняется упеккха.

Интервью и перевод Евгении Евмененко.