Печать

Путь. Кристофер Титмусс

Опубликовал: Валерий Павлов 12 Ноябрь 2016. Опубликовано в Новости

Кристофер Титмусс

В мире, где страдание вплетается в ткань повседневного существования, довольно необычно обращать столько внимания на путь, который прекращает страдания. Это похоже на отвлечение от преуспевания в жизни. Мы могли бы спросить: «Кто захочет иметь дело с пресечением страдания, поскольку это кажется неосуществимым предприятием?»

С одной стороны это пресечение страдания уже является основным приоритетом жизни людей. Политические деятели говорят нам больше учиться и усерднее работать, чтобы повысить наш уровень жизни. Религия говорит нам, что мы грешники или у нас карма, которую нужно отработать. Психологи говорят нам, что наше детство обусловливает наши жизни. Общество говорит, что мы не достаточно хороши, до тех пор, пока мы не достигнем высокого положения и дохода.

Если вы обратите внимание на свои каждодневные приоритеты, то заметите, насколько много усилий вкладывается в погоню за тем, чтобы сделать вещи лучше или легче. Мы хотим преодолеть то, что нам не нравится и ощущать только вкус того, что нам нравится. Эти желания являются движущими силами. В результате влияния этих сил, мы обнаруживаем себя гоняющимися от одной вещи к другой. Тем не менее, никто ещё не исчерпал до конца все свои жизненные мечты и желания, проведя большую часть времени в офисе.

Карен работала в самой большой в мире компании по разработке программного обеспечения. Наряду с другими сотрудниками, она через несколько лет стала миллионершей. Ей принадлежал очень большой, дорогой дом, в котором она жила одна. Каждый год она покупала себе совершенно новый Мерседес-Бенц. Такая у неё была жизнь, и другой жизни у неё не было. Она даже не могла подумать, что она могла бы вести другой образ жизни. Её коллеги задавались вопросом, была ли она верным служащим компании или рабом глобальных амбиций её хозяина. Получение финансовых наград и статуса мало связано с прекращением внутренней муки и страдания. Нам необходимо ясно это понимать.

Честно взглянуть на свою жизнь – это нелёгкая задача. Мы склонны думать, что, если мы владеем большим количеством имущества, денег, если у нас есть статус и влияние, то мы преуспеваем в своей жизни. Возможно, мы имеем успех, но даже если мы испытываем финансовую стабильность, то это не гарантирует эмоциональной стабильности, приключений или возможности получать от этого удовольствие. Мы продолжаем работать и работать, даже когда нет никакой реальной необходимости, и даже когда в этом не осталось в итоге ничего волнующего. Мы не знаем ничего другого. Мы живем в смирительной рубашке, даже если она сделана из лучшего материала.

Если есть определенная тяга к изменению, то нам, вероятно, нужно искать контакт с теми людьми, чьими жизнями мы действительно восхищаемся. Нам, возможно, нужно сделать какие-то определенные шаги, чтобы убежать от ежедневной рутины, которая управляет нашим существованием. Возможно, нам нужно даже в малом находить вдохновение. Мечтательные люди, вдохновленные любовью, готовы жить в состоянии финансовой нестабильности, чтобы придерживаться высочайшего идеала. Трудно увидеть ценность в том, чтобы потратить жизнь в погоне за финансовой стабильностью, когда смерть всё это заберёт.
Если вы исследуете свою жизнь то, возможно, вам нужно спросить себя о своём отношении к основным видам деятельности.

Исследование

1. Что на самом деле имеет для вас значение?
2. Есть ли у вас видение, страсть, интерес и умение?
3. Какая мотивация у ваших основных видов деятельности?
4. Что бросает вызов вашему сердцу в той же степени как и вашему уму?
5. Делаете ли вы что-то, только потому, что вы не знаете, чем бы вам ещё заняться?
6. Делаете ли вы что-то, чтобы поскорей с этим покончить?
7. Происходит ли с вами выгорание?

Если мы собираемся найти свой путь в жизни, то это будет означать пересмотр того, что имеет значение. Нам, вероятно, придётся уехать или предпринять частые длительные прогулки, чтобы честно взглянуть на свою жизнь. Чтобы понять то, что имеет значение, а что нет, может потребоваться какое-то время. Это может означать научиться принимать тычки и уколы со стороны возмущенной семьи и друзей, когда мы проявляем инициативу для того, чтобы выразить что-то благородное и хорошее в своей жизни. Если мы принимаем вызов, чтобы найти путь к свободной и просветлённой жизни, то это может означать грандиозный переворот, второе рождение. Существенное внутреннее изменение может приблизить нас к нашим любимым, к тем, кто в нас нуждается или оно может вывести нас на отшельнический путь к преображению.

За подлинным изменением стоят три характерных признака, которые становятся обязательными – нравственное поведение, осознавание и мудрость. Они являются безошибочными сигналами преображенной жизни. Работа вместе с ними позволяет нам успешно противостоять недопониманию или даже враждебному противодействию, с которыми мы сталкиваемся.

Когда мы смотрим на нашу запутанность, то мы, возможно, не видим выхода. Выход есть. Если мы по-настоящему будем слушать жизнь, внутренне и внешне, то мы увидим, чем она является, и у нас появится сила духа, чтобы идти по пути. Просветлять нашу жизнь – значит пресекать страдание или неудовлетворяющие факторы. Это может означать, что в ближайшей перспективе возникнет больше страдания, поскольку мы изо всех сил пытаемся найти свой путь. Тем не менее, существует потенциал для обнаружения радости освобождения, который не испортит никому настроение и не подчиняется требованиям других. Это может означать смену роли или мировоззрения, или их обоих.

Я помню на ритрите в США, я проводил беседу о важности целостностного и умеренного образа жизни. Я перефразировал Иисуса из Назарета: «Проще Кадиллаку пройти сквозь замочную скважину, чем тем, кто гоняется за богатством, достичь окончания страдания». Я также сделал колкое замечание: «Кадиллаки и Порше – это вероятно символы внутренней нищеты». Прямо после этого высказывания один друг прошептал мне: «Кристофер, ты живешь на пожертвования. Возможно, ты не знаешь об этом, но Кадиллак и Порше припаркованы прямо рядом друг с другом на автостоянке нашего центра. Твои пожертвования на этом ретрите, вероятно, только что уменьшились наполовину!» Я ответил, что считаю, что погоне за богатством нужно чаще бросать вызов.

Современные религиозные авторитеты, гуру и духовные лидеры часто избегают порицать своих приверженцев из боязни, что они потеряют их преданность и их финансовые пожертвования. Не удивительно, что религиозным лидерам, которые заявляют об отречении, часто нравится связывать себя с богачами. Религия не имеет существенного отношения к обучению Благородному восьмеричному пути. Она может выступать даже как отвлечение. В своих лучших проявлениях она напоминает нам о глубоких вещах в жизни, но жизнь уже должна это сделать. Когда мы исследуем каждую область нашей жизни, тогда мы начинаем осуществлять наш выдающийся потенциал к полному пробуждению. Мы начинаем проявлять искренний интерес к тому, каким образом наша внутренняя жизнь влияет на обстоятельства. Наблюдая движения нашего ума, мы осознаём ценность доброго сердца, ясного ума и целенаправленных действий. И тогда повседневная жизнь отражает нашу приверженность пробуждению. Все переживания, весь опыт становится зерном на мельницу.

Учения подчеркивают важность Срединного пути между двумя крайностями. Одна из которых – это самовлюблённость, а другая крайность – это ненависть к себе. Они имеют отношение друг к другу и часто могут оказываться во взаимном противоборстве. Практика Срединного пути означает, что мы искренне исследуем каждый элемент Благородного восьмеричного пути. Наше обязательство служит нам в качестве точки опоры для всех наших приоритетов. Мы становимся готовы пройти сквозь небеса и ад, чтобы оставаться верными Пути, независимо от того какие жертвы это от нас потребует. Кроме того, чтобы правильно соблюдать Срединный путь, мы наблюдаем за любым признаком цепляния за него. Мы работаем с самовлюблённостью и самообвинениями, самодовольством и самоосуждением. Мы следуем прямым путем к освобождению, но мы никогда не забываем, что Путь – это только метафора.

Я спросил одного человека, почему он приехал на ритрит и он так мне ответил: «Мне нравится слушать учения. Мне нравится тишина и медитация в компании единомышленников». Для многих интенсивный ретрит служит в качестве важного места пробуждения. Первое пробуждение на Пути начинается с необычного продвижения к подлинному способу бытия вещей.

-----------------------------------------------------------
Об авторе

Кристофер Титмусс (род. 22 апреля 1944 г.) – соучредитель одного из крупнейших и наиболее уважаемых затворнических центров в Великобритании, откуда он путешествует по всему миру, чтобы обучать медитации прозрения и пробуждения. С 1962 до 1967 гг. он работал репортером и фотокорреспондентом в Лондоне, Турции, Таиланде, Лаосе и Австралии, а затем провел шесть лет как буддистский монах в Таиланде и Индии.

Большую половину своего монашеского срока он провел в монастыре Ват Саи Нгам (Монастырь красивых баньяновых деревьев), Супанбури, Таиланд. Там его обучал медитации прозрения настоятель монастыря дост. Ачан Дхаммадхаро.
Вторую половину своего монашеского срока он обучался под руководством дост. Ачана Буддхадасы.

В течение следующих двадцати лет и до сего дня он преподаёт Дхамму. Он также является активным сторонником глобальной ответственности и членом-учредителем международного совета Буддистского товарищества за мир. В 1986 и 1992 гг. он поддерживал в Парламенте партию «Зеленых».

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: Light on Enlightenment. Revolutionary Teachings on the Inner Life. Christopher Titmuss. S H A M B H A L A. Boston. 1999