Печать

Лекция Геше Лхарамбы Рабтена Тулку Ринпоче на тему: 5 великих первоэлементов

Опубликовал: Валерий Павлов 14 Май 2012. Опубликовано в Ретриты, лекции, семинары

25 мая в 19.00, в Москве, в зале № 8 (первый этаж) центра Открытый мир ул. Павловская, д. 18. Проезд: м. «Тульская», вход со стороны улицы Даниловский Вал., состоится лекция на тему: «5 великих первоэлементов, как составляющие человеческого тела и окружающего мира».

Абхидхарма определяет великие элементы — махабхути как фундаментальные субстанции, которые по своей внутренней природе суть твердость, влажность, тепло, движение. Они называются великими, потому что служат субстратом всей проявленной, протяженной, или грубой, материи. Их называют великими, потому что чувственно воспринимаемые комплексы земли, воды, огня и воздуха возникают благодаря проявлению в каждом из них функции соответствующего элемента. Иначе можно сказать, что твердость условно называется элементом земли, влажность — элементом воды, тепло — элементом огня, движение — элементом ветра (воздуха). Их называют фундаментальными, ибо их качества рассматриваются как более первичные, чем остальные качества предметов. В хинаянской традиции таких качеств четыре: земля, вода, огонь, воздух. В махаяне к ним добавляется пространство — akasa и иногда сознание — vijnana.

При анализе личности, с точки зрения существования индивидуального Я, весь набор дхарм, образующих индивидуум, делится на две основные группы: дхармы, не подверженные бытию (asamskrta) — т. н. постоянные элементы, и дхармы, подверженные бытию (samskrta) — т. н. непостоянные элементы.

Из махабхути к непостоянным элементам относят четыре дхармы: землю, воду, огонь, воздух; к постоянным элементам — пространство. Четыре махабхути группы непостоянных элементов — земля, вода, огонь, воздух — в буддийских текстах совершенно утратили свое значение первостихий, из которых построен мир. Справедливо пишет О. О. Розенберг (1, с. 154.), что махабхути являются характерным примером неоднократно уже отмеченной двойственности значения буддийских терминов, вызванной тем, что термин, предназначавшийся первоначально для описания физических и физиологических явлений, сохраняется впоследствии и для описания психологических.

Вот одно из определений четырех элементов (6, с. 3):
Земля (твердость) — энергия, дающая вещам твердость, сопротивляемость против внешнего толчка. Вода (соединение) — энергия соединяющая, она контролирует упорядоченную пространственную конфигурацию элементарных частиц. Огонь (разрушение) — элемент разрушения, идет постоянно против воды (соединения). В результате столкновения их бывают скачки в природе. Воздух (движение) — самый философский элемент — движение.

В данном случае четыре махабхути рассматриваются как четыре типа сил, которые в качестве дхарм необходимо участвуют в любом дхармовом образовании.

Телефон для контактов 8917-567–1888 Александр

Источник: http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=19863&goto=newpost