Опубликовал: Валерий Павлов 13 Август 2012. Опубликовано в Новости сайтов
Хошеутовский хурул — один из немногих исторических памятников буддизма, священное место для паломничества, находящийся в Астраханской области в селе Речном, реставрируется. В течение ближайших трёх лет он будет восстановлен. Такое решение принято в рамках реализации мероприятий, посвящённых Году Российской истории. Реставрация осуществляется за счёт средств федерального бюджета — Министерство культуры России выделяет на эти цели 46 миллионов рублей.
После революции он долгое время пребывал в забвении.По словам Абдурахмана Махмудова, главного архитектора проекта, принято решение реставрировать здание согласно тому виду, который был первоначально. На сегодняшний день восстановлена башня.
В буддизме есть традиция воздвигать памятники не тольков честь трагических событий, но и радостных, созидательных. Калмыцкий храм-памятник Хошеутовский хурул был воздвигнут в 1814–1818 годахв честь победы русских войск над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
После победы над Наполеоном князь Тюмень был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград и там был поражен величием Казанского собора — одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей – натянутый лук. Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Вернувшись в ставку, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник. По его замыслу это — мемориальный комплекс в память участвовавших в войне калмыков. Строительство Хошеутовского хурула по проекту Батура-Убуши Тюменя началось в 1814 годуна месте старого буддийского храма. После своего открытия в 1818 годуи вплоть до 1917 года Хошеутовский хурул являлся одной из главных святынь калмыцких буддистов. Однако после революции он был закрыт и на протяжении всего ХХ века по назначению не использовался и не реставрировался.
Автором проекта Хошеутовского Хурула явился его двоюродный брат нойон Батыр Убуши Тюмень – известный исследователь истории калмыков и просветитель.В основу проекта легла композиционная схема Казанского собора, столь полюбившаяся ему. Но этоне было слепым заимствованием. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с буддийским монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибети Монголию.
Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русскоми монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах.
Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского хурула – храма единства калмыцкого и русского народов. Памятник дружбы и боевого братства калмыцкого и русского народов – Хошеутовский хурул был воздвигнут на левом берегу Волги. Есть надежда, что исторический памятник, уникальный символ единства народов России, будет восстановлен.