Печать

В Бурятии начался долгожданный показ короткометражных фильмов Баира Дышенова, основанных на буддийских притчах — «Улыбка Будды» и «Наказ матери», получивших признание на кинофестивалях в Берлине и Каннах.

Опубликовал: Валерий Павлов 13 Ноябрь 2012. Опубликовано в Новости сайтов

7 ноября 2012 года в одном из залов кинотеатра «Peo

le’s Cinema» столицы Республики Бурятия — г. Улан-Удэ, состоялся предпремьерный показ двух короткометражных фильмов известного бурятского режиссера Баира Дышенова – «Улыбка Будды» и «Наказ матери», получивших признание на международных фестивалях в Берлине и Каннах. По приглашению создателя фильмов на мероприятии присутствовали Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России Дагба Очиров, постоянный представитель Гоман дацана (Южная Индия) в Сангхе России Геше Лхарамба Лобсанг Хайдуб, проректор Буддийского университета им. Д. Д. Заяева Жаргал лама Дугданов, ловон лама Чойра дугана Иволгинского дацана Батор Цыденов и др. Надо отметить, что все права на оба фильма Баир Дышенов передал Иволгинскому дацану.

Особенность вышеназванных короткометражек бурятского режиссера заключается в том, что красной нитью их сюжетов является буддийская философия. Раскрывая важнейшие духовные основы жизни человека, основы его нравственности, через традиции бурятской национальной культуры, автор показывает, что ценности буддизма одинаково понятны для всех, у кого неравнодушное сердце, в какой бы части света ни жил человек.

Фильм «Улыбка Будды» (2008 г.) сразу же заявил о себе на Берлинском кинофестивале как произведение особенное, по-своему открывающее для западного зрителя практически неизвестный мир маленького народа, живущего в таёжной Сибири, у озера Байкал. Запад всегда стремился и стремится узнать многонациональную Россию, поэтому «Улыбку Будды» невозможно было не заметить. А главную награду «Берлинале» — «Хрустального медведя» в номинации «Лучший короткометражный фильм» можно по праву считать первым прорывом фестивального бурятского национального кино.

Второй фильм Баира Дышенова «Наказ матери» настолько глубокий в своих аспектах, в изначальном замысле, в изначальной мотивации, что держит в напряжении от первой минуты до последней&helli

; Не пойдем против истины, если скажем, что этот фильм проникнут особой духовной очистительной силой покаяния, и для каждого зрителя это покаяние своё, личное… И оно происходит именно здесь, в эти самые мгновения, когда проживаешь с героем фильма всю его историю коротких встреч со старой матерью, живущей далеко от города, в деревне, и историю тяжелого прощания с ней, только что ушедшей из жизни… Основанный на буддийской притче, «Наказ матери» заставляет остановить внутренним взором вечно занятый мирскими делами и проблемами беспокойный и часто эгоистичный ум, все чаще забывающий в суете этих дней ценности, которые почитаются веками… Заставляет задать себе вопрос: «А как ты живешь? Что для тебя сейчас важно в этой жизни? Такой короткой и суетной, такой хрупкой и скоротечной…»

По окончании просмотра не было традиционных речей, обмена мнениями, вопросов автору и исполнителю главной роли. Наверняка в этом был особый смысл. Чтобы, не расплескав в сердце то тончайшее, что родилось только что, оно смогло хоть немного очистить наш грубый ум, грубую речь и эгоцентричные мысли… Пропустить через свое сердце боль главного героя в финале фильма, держащего в руках, потрясенного, изумительной красоты статуэтку божественной Зеленой Тары, которой до самой последней минуты жизни поклонялась его мать… Молилась за него, своего любимого сына, и уходя, тихо благословила его на лучший путь на этой земле… А ведь год назад он обманул ее, ослепшую, сказав, что выполнил ее просьбу – привез ей из Иволгинского дацана долгожданную статуэтку ее любимой Богини Зеленой Тары… А на самом деле в суете городской жизни он просто забыл исполнить ее наказ, ее просьбу… Но как сейчас сказать об этом матери, что так ждала его и верила… Как же он мог так поступить с ней? И вынужден был пойти на обман… Вышел во двор, взял полено, обтесал его, завернул в шелковый хадак и вместе с матерью поставил этот сверток на алтарь… Но что же он видит сейчас?.. Сын был потрясен сильнейшей любовью и преданностью своей матери этой Богине, ее великой верой, которая и обратила этот простой кусок дерева в красивейшую скульптуру… Думается, что каждый, кто увидел «Наказ матери», возможно, или наверняка, почувствовал всю силу благословения Зеленой Тары — могущественной Матери Вселенной, своим божественным взглядом и жестом благословения вошедшей в самое сердце и оставшейся в нем как ясный луч мудрости, доброты и теплоты…

По признанию Баира Дышенова, буддийской тематикой заинтересовались известные деятели западной киноиндустрии. И теперь есть совместное намерение создавать по одному фильму в годо Бурятии, о буддизме, о нравственности и духовности, о вечных ценностях, неподвластных времени… И со своей стороны, Буддийская традиционная Сангха России желает Баиру Дышенову благополучия, успехов и удачного исполнения задуманного на этом очень непростом и важном для общества поприще.

                                                                                                                                                               Пресс-служба Сангхи России

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=8674