Печать

Буддийская история города Тольятти

Опубликовал: Валерий Павлов 26 Март 2013. Опубликовано в Новости сайтов

Будда, центральный хурул Калмыкии, фото В. Катышкина В краеведческом  музее города  Тольятти есть небольшая экспозиция,  посвященная калмыкам. Это неслучайно. Город Ставрополь на Волге,  на месте которого  сейчас стоит город Тольятти, был основан  калмыками. Среди других вещей, представленных на  стенде, неизменное внимание посетителей привлекает небольшая статуэтка Будды. Нижняя часть  скульптуры повреждена, позолота местами стерта. Как нам рассказали сотрудники музея, скульптуру нашел местный житель, когда вскапывал огород возле своего дома.  Посетители музея называют божество «Улыбающийся Будда». Действительно на лике бога тонкая, едва заметная улыбка. Откуда на волжские берега попала старинная статуэтка? Несомненно, что ее история связана с калмыками, основателями города.

Ставропольские калмыки, как их тогда называли, были крещенными. Но, несмотря на все усилия миссионеров, православие среди калмыков распространялось  плохо. Православные священники писали, например, что крещеный  князь Петр Тайшин (внук Аюки-хана) «сам святое крещение принял, однако ж больше со своими попами  (буддийскими священниками), нежели с православными, имел сообщение».  Чтобы окончательно  обратить кочевников в православие, было решено отселить  крещеных калмыков от некрещеных. Царское правительство стало искать подходящее место для их поселения. Место  никак не могли выбрать. В 1736 году князь Петр Тайшин умирает,  наследницей остается его жена княгиня Анна.24 сентября 1737 года  в Коллегию иностранных дел (дела, связанные с калмыками, вело это ведомство) поступило сообщение, что место для поселения крещеных калмыков найдено — это урочище Кунья Воложка  на Волге. Здесь и начали строительство новой крепости, которую назвали  Ставрополь, город Святого креста.  Крепость стала центром  кочевий крещеных калмыков.

20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна своим Указом  закрепила за калмыками огромную территорию, куда входили  заливные луга, острова на Волге, рощи, покосы и пастбища: «… кочующим калмыкам во отведенных и показанных им местах и урочищах зверей ловить, и лес и дрова рубить, и скотом траву травить, и сена косить, и хлеба сеять, и в реках и озерах рыбу ловить свободно, и для того и из русских мужиков с пашпортами  в работы наймовать позволяется»,-  говорилось в Высочайшей грамоте, присланной императрицей на  имя княгини Тайшиной. Первые  700 кибиток прибыли  в крепость Ставрополь в 1739 году.

Л. Шарбер "Калмыцкий бурхан"

Летом  того же года крепость уже приобрела вид города. С южной стороны город выходил на Волгу, с трех других сторон  был возведен палисад (врытые в землю заостренные бревна), город также защищали  земляные валы и рвы, из стен крепости выступали три бастиона, на которых были установлены пушки. В крепости были построены дома для княгини Тайшиной и ее свиты, коменданта, православных священников, 80 домов для калмыков, 20 домов для офицеров, 50 казарм, дома для купцов, магазины, архив, канцелярия, питейный дом и др. Быстро поднимали  церковь Святой Троицы. Этот храм строили специально для крещеных калмыков. Такое внимание к кочевникам со стороны императорского дома имело свои причины. Калмыки, как опытные воины, были нужны царскому правительству.

Указом другой  императрицы — Елизаветы Петровны — было образовано Ставропольское калмыцкое казачье войско. Оно подчинялось Оренбургскому казачьему корпусу. Калмыцкое казачье войско  стояло кордоном, защищая южные границы. Историк кавказских войн генерал-майор В. А. Потто писал: «… они представляли идеал кавалериста, умевшего одинаково драться на коне и пешим, рубить саблей, резать ножом, стрелять из лука и ружья. В представлении врага это были шайтаны- черти… Одно имя их вселяло суеверный ужас». Ставропольский  калмыцкий полк был создан как нерегулярное войско.  В полку было 8 рот, эти роты по очереди несли линейную службу. Каждый год  300 ставропольских калмыков отправляли в форпосты. Затем калмыков стали  направлять во все военные кампании, в которых участвовала Россия. Особенно они отличились  в Семилетней войне в составе антипрусской коалиции и войне 1812 года, в архивных документах можно найти много примеров героизма и воинского мастерства, проявленных калмыками.

Постепенно кочевники стали привыкать к новой  земле, они уже считали своей родиной, здесь родилось и выросло уже не одно поколение. Летом они кочевали  по своим землям, а зимой жили в селах: Калмыцкая Сахча,  Гвардейская слобода, Курумоч, Чекалино, Тенеево,  Ягодное, Кошки, Сускан,  Раковка, Кобельма,.

Открытка А. Рериха "Калмыцкий бог"
Но в середине 18 века помещики стали  захватывать  земли. Кочевникам оставались земли, непригодные для пастбищ: пески и солончаки. Калмыкам негде было пасти свои стада, они  бедствовали. На их многочисленные  жалобы никто не обращал внимания. Многие бежали, но их ловили и наказывали батогами. Были случаи, когда такому наказанию публично подвергали даже женщин-калмычек. Это было совершенно неприемлемо для кочевников, с древних времен у калмыков не применялось физическое наказание, оно считалось унижающим человеческое достоинство, в основном, согласно Степному уложению, в наказание виновный должен был заплатить штраф.

В 1842 году император Николай  Первый издает указ о переселении ставропольских калмыков в оренбургские степи.  Поводом для указа императора послужили  письма окрестных помещиков, которые жаловались на калмыков, которые  будто бы совершают кражи в их имениях.  Ставропольское калмыцкое войско было упразднено. Все калмыки причислены к Оренбургскому казачьему войску и переведены на новую линию для поселения между Орской и Троицкой крепостями. О том, как калмыки покидали свои земли, пишет современник этих событий Н. В. Шелгунов: « Когда я приехал в Самару, память о калмыках была еще свежа. В Ставрополе мне рассказывали, что калмыцкая орда тронулась в путь, но, отъехав с полверсты от Ставропольского бора (небольшой лесок под городом, тоже принадлежавший калмыкам) остановилась. Калмыки сошли с лошадей, упали ничком на землю, и начали ее целовать. Но скоро они кончили прощание с родной землей, на которой родились они, их деды и прадеды».

Решение императора Николая Первого о переселении калмыков было по сути   репрессией. Но это дало возможность  властям  прибрать к рукам  обширные территории калмыцких кочевий. После переселения калмыков все их земли (почти 200 тысяч десятин) были переданы удельному ведомству, и  на доходы от них  содержался царский двор.  А калмыков расселили в 32 селах между Троицкой и Орской крепостями,  к новому месту жительства они привыкали долго,   многие бежали.

Как говорят местные краеведы, место находки статуэтки Будды  было на пути откочевки калмыков в оренбургские степи. С этих пор, очевидно, и стали ставропольских калмыков называть оренбургскими.

Память об основателях своего города в Тольятти хранят  до сих пор. О них рассказывается не только в краеведческом музее, но и в городском архиве, где до сих пор  можно увидеть церковные  книги XVIII  века, где записаны имена калмыков, их рождение, крещение. А объемный труд — «Четыре века   Ставрополя — Тольятти», авторами которого стали ведущие архивисты, ученые, краеведы, посвященный юбилею города Тольятти начинается с страниц, рассказывающих об основателях города- калмыках.  Памятников материальной культуры, свидетельствующих о кочевниках, в Тольятти сохранилось немного. Когда говорят, что город Тольятти построен на месте города Ставрополя это не совсем так. Город крещеных калмыков — Ставрополь был затоплен при строительстве Жигулевской ГЭС. Местные жители говорят, что в засушливые годы, когда вода спадает, из нее выступает шпиль колокольни церкви Святой Троицы.

Полина  ШАРВЕНОВА, журналист,

фото Виталия Катышкина,

почтовые открытки сайта http://shakyamuni.ru

Буддизм в Калмыкии:http://khurul.ru/?p=13723