Опубликовал: Валерий Павлов 12 Июль 2013. Опубликовано в Новости сайтов
Время беспристрастное, беспощадное никогда не останавливается, оно движется медленно, неуклонно накручивая годы, века и тысячелетия, оно покрывает пылью забвения страны и города, возвеличивая новые великолепные государства и общества, чтобы когда-нибудь опустить их в тень истории, в темноту,в небытие.
За двадцать пять веков существования, буддизм став религией миллионов людей, пережив многие столетия своего расцвета и столетия жестоких притеснений, сохранил в своих анналах память о важных этапах в жизни Учителя Будды Шакьямуни, благодаря сложившейся системе традиционного празднований этих дат.
Само жизнеописание Бхагавана, совершенного Будды стало примером и Учением для его последователей, давая пищу уму и сердцу людей, принявших прибежище в Нем, Его учении и основанной Им святой монашеской общине.
Первый поворот колеса Учения — великий буддийский праздник, отмечается калмыками на протяжении многих веков, с давнего времени принятия ими буддизма.
Будда впервые дал Учение пяти аскетам, после достижения им пробуждения, после величайшего открытия Учения, равного которому не былодо негов мире.
Достигнув высшей точки своего духовного пути, он переживал это особое состояние, сохраняя долгое молчание, пребывая в самадхи в течении сорока девяти дней. После того как к нему пришли пять аскетов, бывшие прежде спутниками его отшельнической жизни (по горячности отвернувшиеся от него, увидев, как он принялиз рук крестьянки Суджаты чашу с молоком, посчитав за отступничествоот идеалов принятие им пищи) с просьбой,он преподал им Учение о четырех благородных истинах.
Аскетов поразил вид Будды после достижения им пробуждения, от него исходило свечение, он был окружен светом, что стало неожиданностью для пяти аскетов, ведь они были убеждены, единственно верный путь к постижениюистины — это путь аскезы и самоистязания.
Праздник Первого поворота колеса Учения имеет большую значимость, ведь Четыре истины Будды — это основа его Учения, фундамент, на котором строится все остальное воззрение. Поворот Колеса назван первым, т. к. впервые Бхагаван начал говорить о своем Учении; первая из истин называется «Истина Страдания», затем Будда поведал людям о том, откуда исходит страдание, откуда оно рождается — «Истина Источника Страдания», далее он сказало том, что страдания конечны — «Истина прекращения страданий» и четвертой по счету была изложена «Истина пути», о пути практики по которому следует идти, дабы положить конец страданиям.
Четыре истины Будды называют благородными, в силуих качеств. Узнав их, мы становимся причастными к великому духовному открытию Будды; практикуя их усерднои надлежащим образом, со временеммы становимся благородными, мы облагораживаем себя, свой ум и в итоге, мы сможем достичь подлинного счастья.
Прекрасно сказал о четырех истинах Будды, Его Святейшество Далай-ламаXIV Тензин Гъятцо: «Именно в этой проповеди Будда изложил Четыре благородные истины, ставшие основой всего его учения. По сути, Четыре благородные истины говорят о том, что мы все естественно желаем счастья и не желаем страданий, и что страдание, которого мы желаем избежать, возникает в результате ряда причин и условий, последовательности, которая началась ещё до нашего рождения. Исполнившись решимости обрести свободу от страдания,мы должны ясно понимать причины и условия, которые приводят к его возникновению, и постаратьсяих устранить. Кроме того, нам следует также ясно понимать причины и условия, которые приводят к счастью,и активноих практиковать. Такова суть Четырёх благородных истин».
Первый поворот колеса Учения произошел в деревушке Сарнатх, пригороде Варанаси (Бенаресс-инд.), первый поворот Учения также известен как «бенаресская проповедь», место, где это произошло, называют Оленьим парком, там по сию пору можно увидеть пятнистых оленей, пасущихся уже не на лоне дикой природы, но за оградойв вольере. Древние предки современных оленей из парка вышли из джунглей послушать совершенную речь Будды, послушать его совершенную дхарму, силуэты их фигур остались навеки в культурной традиции буддизма, запечатленные в камне, отлитые из металла фигуры оленей и колеса Учения Будды украшают кровли храмов Тибета, Монголии,Бутана,Непала, Ладака, Бурятии, Калмыкии и Тывы.
На том месте, где Будда изложил четыре истины аскетам, ставшим его учениками, была построена великая ступа Дхамедх, силуэт которой виден издали, высота её тридцать метров, даже в наши дни она производит необыкновенное впечатление, можно только представить как в начале первого тысячелетия в эпоху императоров Маурьев, после завершения строительства, её громада возвышалась над окрестностями, прославляя величие Учения Будды, прославляя его нерушимость.
Двенадцатого июля ранним утром последователи духовной традиции учения Будды Шакьямуни в Калмыкии, соберутся в главном храме, названном в его честь, чтобы услышать ценнейшие слова дхармы, получить благотворные кармические отпечатки в сознании, помолиться о всех страдающих живых существах, продолжая традицию великого индийского принца Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Пробужденным, и традицию многих поколений собственных предков, встречавших праздник Поворота Колеса учения радостно и единодушно в малыхи больших хурулах, храмах-сюмэ выжженной солнцем калмыцкой степи, зеленых склонах Западной Монголии и пустынных равнинах Джунгарии.