Печать

Наша гостья бхикшуни Карма Легше Цомо

Опубликовал: Валерий Павлов 18 Июль 2013. Опубликовано в Новости сайтов

d6346625a7de21b80e9a552c681b7c6a.jpgВ  начале июля  в Калмыкии   побывала  буддийская монахиня бхикшуни (гелонгма) Карма Легше Цомо в миру Патриссия Зен.

Карма Легше Цомо приняла монашество в 1977 году, с тех пор она  много и неустанно работает   по вопросам улучшения качества  буддистского  образования  девушек и женщин гималайских регионов, монахинь  и их доступа к информативным, научным  и другим ресурсам в образовательных целях.

Досточтимая Легше Цомо приехала впервые в нашу республику в рамках исследовательского гранта, выделяемого фондом Фулбрайта для ученых в различных сферах науки.

Тема ее исследований  связана с темой  феминистского буддийского движения. Карма Легше является  доцентом кафедры теологии и религиоведения в   университете г. Сан-Диего (Калифорния)  она  преподает дисциплины «культура мировых религий», «сравнительная религиозная этика», «религиозная и политическая идентичность в глобальном сообществе», также Легше-ла является специалистом по японскому и китайскому языкам.

Карма Легше Цомо автор книг по буддизму: «Сестры в одиночестве», «Две традиции буддийской монашеской этики для женщин» и др.

Карма Легше  Цомо соучредитель и экс-президент  фонда «Сакьядита» (www.sakyadhita.org), международной организации женщин, последовательниц буддийской дхармы, объединяющих усилия в помощи  женщинам-буддисткам из разных стран в вопросах  духовного образования, преподавания, творческих проектах и социальной адаптации в обществе. Также она директор фонда Джамьянг фоундэйшн  (www.jamyang.org), помогающего женщинам из Гималайских регионов и Шри-Ланки.

Карма Легше Цомо стала одной из героинь  книги американской писательницы Микаэлы Хаас «Сила дакини», наряду с такими известными женщинами- буддистками,  как   Кхандро Ринпоче, Кхандро Церинг Чодрон, Дагмола Сакья, Пема Чодрон, Тубтен Чодрон, Элизабет Намгъел и др. Своими учителями — гуру она называет Его Святейшество Далай-ламу XIV, Тартанга Тулку Ринпоче,  Геше Нгаванга Дарге.

Монашеские обеты гецулмы ей даровал  Кармапа XVI Рангджунг Ригпе  Дордже, о коротких  встречах с которым наша собеседница вспоминала со счастливой  улыбкой. Затем были учеба в библиотеке тибетских трудов и архивов и жизнь в Дхарамсале в течение пятнадцати лет, сейчас у неё  — геше, доктора буддийской философии, есть ученики и ими можно гордиться. Помолившись в дугане «Бурхн Багшин Алтн Сюмэ», осмотрев музей и библиотеку, гелонгма  не скрывая радости от увиденного, высказала слова  уважения в адрес Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, монашеской общины и народа, построивших столь великолепный хурул.

Карма Легше Цомо встретилась с учеными-философами калмыцкого университета, с  президентом школы Сакья в Республике Калмыкия ученой, кандидатом  филологических наук  А. Г. Салдусовой, побывала она и в храме традиции Нигма возле Сити-ЧЕСС, где смогла поговорить с представительницей этой старинной традиционной школы.  В библиотеке Центрального хурула   состоялась её встреча с пожилыми женщинами, держательницами обетов «мацг», известными в народе как «мацгта эмгдүд». Буддийской  монахине, американке по рождению было очень интересно узнать о возникшей  в недрах калмыцкого  народа, а затем державшейся в тайне долгие годы  (1929-1989), традиции женщин — мирянок, исповедывающих буддизм и соблюдавших обеты одного дня «соджёнг» («мацг» калм).

Их живые рассказы  о практике, о вере, о  традиции устной передачи учений от родственников — лам, держателях учения Будды (впоследствии репрессированных) вызвали её неподдельный интерес, открывая новые, неизведанные доселе страницы трагической, но интересной, прекрасной  истории сохранения буддизма в калмыцкой народной среде. Она записала рассказы «мацгта» женщин о Сибирском периоде и условиях выживания духовной традиции в годы репрессий. Карма Легше Цомо знала, что буддизм был под запретом в годы Советской власти, но ей ничего не было известно о депортации калмыцкого и других народов. Бабушкам были заданы вопросы — как они пришли к буддистской практике держательниц обетов «мацг», как узнавали  о существовании группы, собиравшейся для совместного чтения  мантр, молитв, духовной помощи верующим? Многие узнавали от родственниц, от друзей, кто-то присоединялся к группе держательниц «мацг» благодаря поискам, расспросам, а также в силу личного огромного желания молиться, исполнять буддийские религиозные обряды, согласно древним  воззрениям предков,  о которых в то непростое время было мало что известно.  В завершении встречи, старейшая бабушка Надежда Даржиновна поднесла монахине конверт с подношением, как символ уважения и преклонения мирян перед обетами бхикшуни-гелонгмы, как символ продолжения традиции уважительного отношения к представителям сангхи.     После теплого, доверительного общения стало ясно, что язык доверия, дружбы, уважения не требует перевода, что  глаза  людей, видевшие много на своем веку, излучают  свет, доброту и искренность. Досточтимая Карма Легше Цомо также  сделала подношение группе верующих бабушек с пожеланиями долголетия, здоровья и успехов в практике. Монахиня Карма Легше Цомо поблагодарила  женщин за встречу, уделенное ей внимание и еще долго вспоминала этих удивительных  людей. Удалось ей побывать в буддийском центре «Тилопа», в 25 лунный день, поприсутствовать на Цоге Ваджрайогини от которого у Легше-ла остались самые хорошие впечатления.

В поездке по нашей стране её сопровождала бурятская ученая, кандидат философских наук, преподаватель Жаргал Аякова. Жаргал участвовала в работе конференции, устраиваемой раз в два года фондом «Сакьядита» (Дочери Будды) международной ассоциацией женщин-буддисток. После Калмыкии, две паломницы выехали в республику Тыва, а завершат они своё путешествие в Бурятии.

Летний зной обычный для этого времени года, не смог повлиять на энтузиазм и исследовательский интерес наших гостей, за короткий срок пребывания в Элисте, они  познакомились с Калмыкией, с людьми, живущими здесь, выполнив  многое из того, что намечали.

Нурова Г.

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=15058