Опубликовал: Валерий Павлов 07 Октябрь 2013. Опубликовано в Новости сайтов
Выставка старинных гравюр и буддийской скульптуры ”Опора на Пути” открылась 4 октябряв музее центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни». На открытии выставки присутствовал шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, который с интересом познакомился с экспонатами буддийского искусства. Эта экспозиция большей частью собрана Романом Анощенко из Ростова-на-Дону, который на протяжении многих лет буквально по крупицам собирал ее. Что служит путнику опорой на духовном пути? Образ духовного наставника, вдохновляющий и не дающий опустить руки, когда находит усталость и кажется, что нескончаемы трудности. В каждодневной суете вдруг возникнут строки, рожденные из сердца великого бодхисаттвы «..образ Будды Шакьямуни, лишь возникнув в уме, исцеляет меня так же, Как лунный свет утоляет страдания от зноя».
Выставка «Опора на Пути», предоставлена проектом Shakyamuni.ru (http://shakyamuni.ru), из Ростов-на-Донуи включает листы на буддийскую тематику из большой серии гравюр «Религиозные обряды и обычаи народов мира», которые выполнил известный французский гравер Бернард Пикар (Bernard Picart). Серия создавалась постепенно в течение двадцати лет (1723-1743).
Полная серия«Религиозные обряды и обычаи народов мира» содержит более трех тысяч страниц и более чем двести пятьдесят гравюр. Бернард Пикар приложил колоссальное усилие, чтобы записать религиозные ритуалы и верования многих народов мира во всемих разнообразии.Он старался сделать это как можно объективно и достоверно, насколько это было возможно для своего времени. Весь этот труд «Религиозные обряды и обычаи народов мира», был ранним свидетельством веротерпимости, в этой работе были представлены все религии, известные на тот момент. Хотя Пикар никогда не покидал Европу, он опиралсяна информацию тех людей, которые совершали далекие и сложные путешествия по всему миру. Все гравюры выполнял он сам,но ему помогали семь студентов и несколько других граверов.
Вниманию зрителей представлены ряд старинных оттисков, дающих представление о развитии интереса общества 18вв. к Востоку и религии буддизм, как его составляющей.
Также посетители музея смогут увидеть буддийскую скульптуру, мелкую пластику из различных стран, собранную в течениимногих лет. Знакомясь с тибетскими скульптурами, следует учитывать, что они являются памятниками духовного искусства, основной сюжет которого – изображение персонажей буддийского пантеона: сострадательных Будд и бодхисатв, величественных лам и устрашающе гневных защитников и покровителей буддизма. Для того, чтобы создать изображение, пригодное для использования в ритуальных целях, мастер обязан был следовать особым правилам иконографии и иконометрии, пришедшим в Тибет вместе с буддизмомиз Индии.
Отливая скульптуру, мастер, несомненно, использовал и приемы той художественной школы, в традициях которой он был обучен. В тибетском искусстве, безусловно, существовали различные течения, что подтверждается значительным стилистическим разнообразием произведений. Применение тибетскими, а позднее монгольскими, бурятскими и китайскими мастерами на протяжении столетий унифицированных иконографии и иконометриине позволяетв большинстве случаев точно определить время и место изготовления скульптур. Неизвестны нам и имена авторов статуэток. Тибетские мастера почти никогда не подписывалисвоих работ.
Дошедшие до наших дней произведения неизвестных мастеров помогают осознать нам быстротечность времени, и то, что странствия произведений, отлитых из металлаи напечатанныхна бумаге начавшись в далекие века не заканчиваютсяи будут продолжены вновь.