Опубликовал: Валерий Павлов 14 Июль 2015. Опубликовано в Новости сайтов
В этом году жители Калмыкии 20 июля будут встречать знаменательный буддийский праздник – Первый поворот Колеса Учения Будды Шакьямуни.
Более двух с половиной тысяч лет назад Будда Шакьямуни в священном месте Варанаси прочел своим ученикам первую проповедь о Четырех благородных истинах. Это событие имеет вневременное значение для всех живых существ.
Будда открыл людям, что в мире существует страдание, что у этого страдания есть причины и, что в силу существования причин, эти страдания можно прекратить. А главное — есть путь, выводящий их из круга бесконечных страданий.
Учение Будды в течение тысячелетий приносит пользу миллионам людей. Буддийские праздники служат напоминанием о важных деяниях Будды, о его срединном пути, по которому каждый может пойти и достичь Просветления.
Будда предложил Срединный или Восьмеричный путь достижения Просветления. Этот путь напрямую связан с тремя добродетелями: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней.
Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания. Поэтому весь буддийский мир отмечает этот день, так как «все ветви буддизма питаются от главного корня – Божественного Мудреца из рода Шакья». (Согъял Ринпоче).
Первый поворот Колеса Дхармы
Дхарма-чакра-правартана Сутра
Так я слышал. Однажды Благословенный находился близ Варанаси, в роще Исипатана. И там Благословенный обратился к группеиз пяти монахов:
Есть, о монахи, две крайности, в которыене должен вовлекаться тот, кто покинул мир.
Первая крайность – это склонность к чувственным удовольствиям: низкая, пошлая, невежественная и не приносящая пользы.
Вторая крайность – это склонность к умерщвлению плоти и самоистязанию: вульгарная, тяжкая, невежественная и бесполезная.
Но ни к той, ни к другой крайности не клонится Срединный путь, которым овладел, видение ( ) и знание дарующий, и ведущийк умиротворению, просветлению и нирване.
Каков же,о монахи, этот Срединный путь, которым овладел, видение ( ) и знание дарующий, и ведущийк умиротворению, просветлению и нирване?
Это благородный: Это и есть,о монахи, Срединный путь, ведущий к умиротворению, просветлению и нирване.
И в чем,о монахи, благородная истина о страдании?
И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание,
грусть и тоска, боль и отчаяние – все страдание (дукха).
С нелюбимым встреча – страдание, и с любимым разлука – страдание,
и не получать желаемое – тоже страдание.
Все, связанное с пятью группами привязанностей (скандх), есть страдание.
И в чем,о монахи, благородная истина о причинах страдания?
Страдания появляются из жажды (танха), из желания приятных ощущений и боязни неприятных ощущений. Это желание удовольствий возрастает, и становится пристрастием к наслаждениям, которое ищет удовлетворения то здесь, то там. Эта жажда наслаждений, жажда существования и несуществования – вот что порождает страдания.
И в чем,о монахи, благородная истина о прекращении страданий?
Она в полном устранении желаний, в окончательном отказе от пристрастий и в освобождении себя от привязанностик ним.
И в чем,о монахи, благородная истина о пути, ведущем к прекращению страданий?
Это и есть благородный:
Итак, о монахи,у меня появилось видение, появилось знание, появилась мудрость, ясность появилась во мне,в отношении вещей, доселе неслыханных:
«Вот благородная истина о страдании».
Эту благородную истину о страдании следует осознать.
Эта благородная истина о страдании была мною полностью осознана.
Потом, о монахи,у меня появилось видение, появилось знание, появилась мудрость, ясность появилась во мне,в отношении вещей, доселе неслыханных:
«Вот благородная истина о причинах страдания».
От этих источников страдания следует отдалиться.
От этих источников страдания я полностью удалился.
Далее, о монахи,у меня появилось видение, появилось знание, появилась мудрость, ясность появилась во мне,в отношении вещей, доселе неслыханных:
«Вот благородная истина о прекращении страдания».
Это прекращение страдания надо непосредственно пережить.
Это прекращение страдания было мною непосредственно пережито.
И, наконец, о монахи,у меня появилось видение, появилось знание, появилась мудрость, ясность появилась во мне,в отношении вещей, доселе неслыханных:
«Вот благородная истина о пути, ведущем к прекращению страданий».
Этот путь, ведущий к прекращению страданий, надо пройти.
Этот путь, ведущий к прекращению страданий, был мною пройден.
И пока, о монахи, это знание четырех благородных истин не стало для меня совершенно ясным в трех его аспектах и двенадцати положениях, я не притязална достижение совершенного пробуждения, непревзойденного в этом мире с его богами, Марами и Брахмами, отшельниками и брахманами, царями и простыми людьми.
Но как только стало чистым мое знание и видение четырех благородных истин, как они есть, в трех аспектах и двенадцати положениях, я понял, что достиг совершенного пробуждения, непревзойденного в этом мире с его богами, Марами и Брахмами, отшельниками и брахманами, царями и простыми людьми.
И открылась мне истина: «Мое освобождение не зависитот условий.Это последнее рождение. Теперь нет причин для нового становления».
Так сказал Благословенный. Внимавшие ему монахи, восхищенно приняли сказанное им.
Так было запущено Татхагатой Колесо.
И когда Благословенный привел в движение Колесо Дхармы, земные боги воскликнули:
– Близ Варанаси, в роще Исипатана, Благословенный привел в движение Колесо Дхармы, которое не смогут остановить ни шраманы,ни брахманы,ни боги,ни Мара,ни Брахма,ни кто-либо еще в этой Вселенной.
– Близ Варанаси, в роще Исипатана, Благословенный привел в движение Колесо Дхармы, которое не смогут остановить ни шраманы,ни брахманы,ни боги,ни Мара,ни Брахма,ни кто-либо еще в этой Вселенной.
Услышав клич богов Небес, Сонмы Богов Мира Брахмы подхватили этот клич:
– Близ Варанаси, в роще Исипатана, Благословенный привел в движение Колесо Дхармы, которое не смогут остановить ни шраманы,ни брахманы,ни боги,ни Мара,ни Брахма,ни кто-либо еще в этой Вселенной.
И в тот же момент, в тот же миг клич прокатился по Мирам Брахмы. И сотряслась, заколыхалась, содрогнулась эта Вселенная, и великое, необъятное сияние наполнило Космос, превосходя сияние богов.