Опубликовал: Валерий Павлов 28 Сентябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Его Святейшество Далай-лама21 сентября завершил свою европейскую программу, отметив Международный день мира вместе с религиозными лидерами фонда Всемирного наследия ЮНЕСКО в Церкви мира в Свиднице (Польша). А ранее, утром того же дня, во Вроцлаве более тридцати тибетцев и монголов, которые живут или учатся в Польше, приехали повидать Его Святейшество перед его отъездом на встречи грядущего дня.
Он сказал им несколько слов: «Тибет величают Крышей мира и страной Авалокитешвары. У нас есть свой собственный язык и письменность.На сегодняшний день они позволяют наиболее точно и аккуратно излагать учения Будды. В прошлом некоторые тибетцы стеснялись говорить, что они из Тибета,но сегодня все обстоит иначе. У нас есть все причины для уверенности. В каждомиз нас заложено семечко сострадания, но его необходимо укреплять и взращиватьс опоройна логическое обоснование и тренировку ума.
Собрания Кангьюра и Тенгьюра, доступные на тибетском языке, содержат несметную сокровищницу знаний по буддийской науке, философии и религии. Недавно вышел двухтомник “Краткое изложение буддийской науки”, а также его сокращенная версия. Эти книги сейчас переводятся на другие языки мира, среди них английский, китайский и немецкий. Когда выпадет свободная минутка, постарайтесь их прочестьи обсудитьс друзьями».
Обращаясь к монголам, Его Святейшество напомнил, что буддизм впервые попал в их родную страну по Великому шелковому пути. Затем Дрогон Чогьял Пхагпа принес буддийские знания из Тибета. Окончательное становление буддизма в Монголии произошло во времена Третьего Далай-ламы Сонама Гьяцо.
Его Святейшество сказал, что впервые побывал в Монголии в 1979 году.В тот раз монахи Ганден Тхекченлинга с таким пылом молились о его долголетии, что от старанияу нихна глазах даже выступили слезы. Его Святейшество заметил, что Тринадцатый Далай-ламане только проводил много времени в Монголии, но и говорил по-монгольски. Тибет и Монголиюна протяжении веков связывали тесные узы дружбы. Его Святейшество упомянул, что своим интересом к идее пустоты, о которойон всерьез размышляет последние 60 лет,он обязан одному монголу, своему товарищу по монастырским диспутам Нгодупу Чокньи.
Дорога из Вроцлавадо Свидницы заняла около полутора часов и пролегала по живописным сельскохозяйственным угодьям. Его Святейшествои сопровождающие лица отправились в прославленную Церковь мира, названную так в честь Вестфальского мирного договора 1648 года, согласно которому лютеране, проживающие на католических территориях региона, получили разрешение построить три церкви из дерева, глины и соломыза пределами городских стен, без колоколен и колоколов.На завершение работ полагался всего один год.
Вестфальский мир включал в себя ряд мирных договоров, подписанных между маем и октябрем1648 года,и стал завершением религиозной Тридцатилетней войны (1618–1648) в Священной Римской империи и Восьмидесятилетней войны (1568–1648) между Испанией и голландской Республикой Соединенных провинций. Мирные договоры не восстановили мира в Европе, однако заложили основу для идеи национального самоопределения и мирного сосуществования суверенных государств, ставшей центральной в современном международном праве. Деревянная Церковь мира признана одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
У дверей машины Далай-ламу встречали епископ Вольдемар Питель и мэр Свидницы Беата Москаль-Сланивска. Они проводили Его Святейшество в здание церкви, где звучала музыка Генделя в органном исполнении.
Мэр Вроцлава Рафал Дуткевич сообщил, что сегодня, 21 сентября, празднуется Международный день мира, в ознаменование которого высокопоставленные духовные лидеры, в том числе Его Святейшество Далай-лама, подпишут «Призыв к миру».Он напомнило последних тревожных событиях, которые делают такой призыв настоятельно необходимым. Среди прочего мэр Вроцлава упомянул тяжелое поражение Христианской демократической партии Ангелы Меркель на выборахв Берлинеи победуих соперников, партии правого толка «Выбор Германии», выступающей за ужесточение миграционной политики; проведение пятого ядерного испытания Северной Кореей и присоединение Крыма к России.
Дуткевич также упомянул несколько причин, по которым Церковь мира как нельзя лучше подходит для подобного жеста. Не говоря уже о событиях далекой старины, именно здесь немецкий канцлер Гельмут Коль встречался с Тадеушем Мазовецким, первым премьер-министром Польши посткоммунистической эры. И совсем недавно, в ноябре2014 года, польский премьер-министр Эва Копач и немецкий канцлер Ангела Меркель присутствовали здесь на праздновании 25-й годовщины примирения в Кржижове.
Перед подписанием «Призыва к миру»,Далай-ламу попросили сказать несколько слов собравшимся.
«Уважаемые духовные братья и сестры, – начал он, – для меня огромная честь приехать сюда и принять участие в праздновании Дня мира. Мир во всем мире рождается из мирав сердце каждого из нас.Его не построить, если нас одолевают разрушительные эмоции, такие как страх и гнев.
Современные ученые приходят к выводу, что по природе своей человек склонен к состраданию.Если бы при нашем появлении на свет наших матерей переполнял гнев, мы бы просто не выжили.Наша жизнь начинается с любвии нежности,и пришла пора об этом всерьез задуматься.
Вопреки философским различиям все основные религии мира несут одно и то же послание любви. Однако, как это ни печально, сегодня немало конфликтов разгорается на религиозной почве. Следовательно, нам нужно прикладывать больше усилий для продвижения гармонии между нашими традициями, основанной на взаимоуважении.Я сам буддийский монах, но среди буддистов немало тех, кто относится к родной вере не слишком серьезно. Они ведут себя благочестиво в храме,но едва переступив его порог, напрочь забывают о религиозной практике. Какой бы вере мы ни следовали – буддизму, христианству, иудаизму, исламу или индуизму, – если мы считаем себя верующими людьми, то должны делать религиозную практику частью своей повседневной жизни. Это не только привнесет больше сострадания в наши дела, но и сделает нас более счастливыми.
Я принял на себя три обязательства, и хотел бы рассказать вам о них.Во-первых, это продвижение человеческого счастья и идеи, что мы все одинаковые люди. Во-вторых, как буддист, я делаю все возможное для взращивания межрелигиозной гармонии. Некоторые мои друзья называют меня хорошим христианином, а другие – хорошим мусульманином. И, наконец, я тибетец,но здесь уже говорили о тибетском вопросе ¬– спасибо вам!»
Его Святейшество заметил, что мир во всем мире одними молитвами не построить.По логике вещей, если люди разрушают мир, они и должны его восстанавливать. Даже еслимы добьемся успеха, это вовсе не значит, что в будущему нас никогда не будет проблем. Однако для решения конфликтов нужно искать мирные пути, без опоры на грубую силу.
«Вчера я побывалв музее Вроцлава на выставке, посвященной деятельности кардинала Коминека, много сделавшего ради прощения и примирения.Я думалоб этом по пути сюда, глядел на холмистые поля и размышляло том, как много поляки страдали и как усердно трудились для восстановления нормальной жизни – это замечательно!»
Затем ведущий встречи попросил уважаемых духовных лидеров подписать «Призыв к миру»,в котором говорилось: «Мы собрались здесь в этой старинной церкви, на этой поистине удивительной земле, где люди многих национальностей и культур мирно сосуществуют бок о бок, несмотря на различияв убежденияхи религиях.В ознаменование этой выдающейся встречи мы объединяем наши голоса в призывек мируво всем мире, независимо от убеждений, национальности и религии.Мир всегда восторжествует там, где живут понимание и любовь друг к другу».
Под призывом поставили свои подписи епископ Вольдемар Питель, представитель православной церкви священник Юджинис Сибульски, архиепископ Юзеф Купны, представитель греческой католической церкви епископ Влоджимирш Южчак, имам Али Аби Исса; раввин Давид Бассок, епископ Свидницы Игнаси Дек, пастор Эдвард Павловски и Его Святейшество Далай-лама.
Подписав «Призыв к миру», духовные лидеры сфотографировались на память, после чего вышли на улицуи отправились обедать в кафе близ церкви мира. В беседе, которая не прекращалась и за едой, Его Святейшество повторил, как важно для верующих людей стремиться больше узнавать друг о другеи почаще встречаться. «В современном мире живет около двух миллиардов христиан, полутора миллиардов мусульман, одного миллиарда индуистов, 400 миллионов буддистов и 14 миллионов иудеев, – заметил он, – поэтому мы просто обязаны мирно сосуществовать. Нужно учиться говорить и о том, что восхищает нас в традициях друг друга, и о том, что вызывает недовольство. А теперь, давайте приступим к еде».
Епископ Игнаций Дец пригласил Его Святейшество посетить его церковь в Свиднице, что тибетский духовный лидер и сделална обратном пути во Вроцлав. Прибыв в отель, Его Святейшество дал интервью корреспондентам журнала «Воскресное утро» CBSNewsи программыАй-Ти-Ви «Доброе утро, Британия», ответив на вопросыо публикации «Книги радости», основанной на его беседах со своим стародавним другом архиепископом Десмондом Туту.
На следующий день Его Святейшество Далай-лама ХIV возвратился домой в Дхарамсалу.