Печать

В Элисте издана садхана «Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна»

Опубликовал: Валерий Павлов 17 Ноябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Центральным хурулом Калмыкии выпущена в свет книга молитв и наставлений «Садхана Гухьясадхана Хаягривы «Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна». Она адресована прежде всего тем верующим, кто принял посвящение Гухьясадхана Хаягривы. В этой брошюре текст садханы приведен на тибетском письме в сопровождении транслитерации и перевода на русский язык. Перевод с тибетского на русский осуществил Бем Митруев, в подготовке издания принял участие Чагдыр Санджиев.

 class=Садхана Гухьясадхана Хаягривы «Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна» была написана в ХVIII веке вторым перерожденцем Всеведущего Джамьян Шебы – держателем короны Традиции желтых шапок буддийским монахом Кончок Джигме Вангпо Йеше Цонду Дракпе Дэ (1728-1791). Этот текст напечатан в 9-м томе его 12-томного собрания сочинений, изданного в монастыре Таши Кхьил, в разделе «Цикл садхан медитативных божеств «Источник всего необходимого».

Садхана – санскритский термин, которым в буддизме и индуизме называют духовную практику и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то». Она включает в себя ряд духовных дисциплин различных буддийских традиций. Садхане следуют ради достижения разных духовных и ритуальных целей, ради духовного очищения и прогресса в духовной жизни. Практика садханы, как правило, заключается в регулярной, ежедневной медитации, повторении мантр, совершении пуджи божеству.

Традиционно в буддизме и индуизме садхана практикуется под руководством гуру, авторитетного духовного наставника. В некоторых традициях получение от высокого учителя духовного посвящения является одной из стадий в практике садханы. С другой стороны, часто садхану практикуют без особого руководства, индивидуально, без участия в каких-либо религиозных группах.

В августе 2005 года Верховный лама Монголии Богдо-Гегян IХ Джебдзун-Дамба-хутухта (1932-2012) в соответствии с наставлением Далай-ламы даровал в Калмыкии посвящение Гухьясадхана Хаягривы. Новая книга, изданная Центральным хурулом РК, как сказано в предисловии, «посвящается всем тем, кто присутствовал на этом посвящении, а также всем, кто желает практиковать это глубокое учение».

Те из верующих, кто получил посвящение Гухьясадхана Хаягривы, могут приобрести книгу бесплатно в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (обращаться в кабинет № 310).

Священный текст книги начинается со слов автора – гуру:

«Поклонившись Хаягриве, который всего лишь взмахом [ваджры] силы и мощи с сотнями концов уничтожает утробу тонкостанных красавиц вредоносных асуров, я напишу [его] краткую садхану. Так как ты желаешь практиковать медитацию на Гухьясадхану Хаягриву традиции махасиддхи Кьергангпы, сначала прими прибежище и зароди бодхичитту».

Хаягрива (на санскрите буквально: «Имеющий шею лошади») – йидам (будда-аспект) и дхармапала (защитник Учения Будды) в традиции Ваджраяны, относится к Лотосовому семейству Будды Амитабхи. Хаягриву изображают в виде гневного божества. Гнев Хаягривы направлен на причины страдания и возникает из сочувствия, которое он испытывает ко всем страдающим существам. К его особенным умением относят лечение болезней, в особенности болезней кожи, включая даже такие серьезные заболевания, как проказа, которая считается болезнью, насылаемой Нагами.

В народном буддизме у тибетцев и монголов образ Хаягривы связан с мирским благом — приумножением стад лошадей.

Образ Xаягривы очень древний, в архаичных статуях индуизма Хаягрива представлен с человеческим телом и головой лошади. В тибетских и монгольских, отчасти непальских изображениях Xаягрива предстает с тремя человеческими лицами и возвышающейся над ними небольшой головой лошади.

Лошадиная голова громко ржет, и этот звук пронзает все иллюзорные проявления вещественного мира, открывая сияющую реальность свободы.

На тханках можно найти формы Хаягривы с тремя головами и восемью руками, с тремя головами и шестью руками, с одной головой и двумя руками.

Всего в различных источниках упоминается порядка 108 форм Хаягривы.

  title=Гухьясадхана Хаягрива (первое слово означает ”Тайнопрактикуемый ”) – это форма Хаягривы, известная также как «Игривое проявление наилучшего скакуна» или «Наслаждение наилучшего скакуна» (тиб. Тамчок ролпа, санскр. Ашва Уттама Винасмата). На тханках он изображается в темно-красном цвете, трехликим и шестируким. Среди стоящих дыбом волос на голове — три лошадиные головы зеленого цвета. В верхней правой руке у него ваджра, в средней – тришула, в нижней – меч. В верхней левой руке – пламя, в средней – кхатаванга (kha tvan rtse gsum), в нижней – аркан (паша). У него восемь ног, под ногами попираемые им змеи-наги.

Вот фрагмент описания Гухьясадхана Хаягривы из садханы в рассматриваемой книге:

«… и из него появляюсь я – Царь гневных, Великолепный Хаягрива в форме Игривого проявления наилучшего скакуна, с телом красного цвета, тремя ликами и шестью руками. Центральный лик красный, правый – зеленый, левый – белый. На каждом лике по три свирепо взирающих глаза. Пасти развернуты, клыки обнажены. Красно-желтые брови и усы пылают как пламя. Коричневые волосы вздыблены. Над тремя головами три конские головы, их пасти раскрыты и издают конское ржание. Из их грив извергаются искры и наполняют миллиарды вселенных куполом пламени».

В тексте ритуала дарования последующего разрешения Гухьясадхана Хаягривы Далай-лама Второй писал: «Все учение, проповеданное полностью пробужденным Буддой, заключено в учениях девяти колесниц. Из них это учение относится к циклу учений стадии зарождения махайоги. Из восьми великих разделов практики махайоги – это цикл учений Лотосовой речи. В этом цикле существует множество учений, таких как «Игривое проявление наилучшего скакуна», «Великий лотосный владыка», « Собрание сугат», «Собрание тайн», «Колесница нектара» и много других. Из них это учение относится к циклу «Игривое проявление наилучшего скакуна». Из трех разделов –« Внешнего достижения», « Внутреннего достижения» и «Тайного достижения» – это несущее в себе великое благословение глубокое «Тайное достижение». Это учение берет свое начало от махасидхи Онтон Кьергангпа Чойкьи Сенге, пятого из семи держателей преемственности, известных как «Семь драгоценностей» традиции Шангпа Кагью».

Кстати, в рассматриваемой книге приведена мантра из садханы Хаягривы Всеведущего Янгчен Шебы (это другое имя Далай-ламы Второго):

ОМ ХРИ ПАДМАНТАКРИТ ВАДЖРАКРОДХА ХАЯРГИВА ХУЛУ ХУЛУ ХУМ ПХАТ

ОМ ХАМША ТРИГ ТРИГНЕН ТРИГ ХУРТХУМ ДЖА МАРАЯ ПХАТ

ОМ РУ ТРИГ ТРИГ РУ ТРИГ ТРИГ НЕН ТРИГ ХУРТХУМ ДЖА МАРАЯ ПХАТ

Приведем в качестве примера из данной книги и одну молитву с переводом на русский язык:

СЕМ ЧЕН ТАМ ЧЕ КЬИ ДЁН ДУ ДЗОГ ПЕЙ САНГ ГЬЕ КЬИ ГО ПАНГ ТОБ ПАР ЧА
Ради блага всех живых существ я обрету состояние полностью пробужденного Будды!

ДЕЙ ЧИР ДУ ТРО ВЁЙ ГЬЕЛ ПО ТАМ ЧОГ РОЛ ПЕЙ ГОМ ДЕ НЬЯМ СУ ЛАНГ ВАР ГЬИО

Для этого я практикую медитацию и начитывание мантры Гневного царя Игривого проявления наилучшего скакуна!

***

  title=Поскольку элистинское издание садханы «Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна» посвящено верующим Калмыкии, присутствовавшим на посвящении Гухьясадхана Хаягривы, дарованном в 2005 году в Элисте главой буддистов Монголии Богдо-Гегяном IХ, приведем некоторые сведения о нем.

Богдо-гегян — третий по значимости буддийский иерарх после Далай-ламы и Панчен-ламы, имеющий давние исторические и кармические связи с монгольскими народами. Как известно, именно из Монголии буддизм пришел в Россию — к бурятам, тувинцам и калмыкам, которые всегда почитали Богдо-гегяна как своего духовного покровителя и защитника веры.

Богдо-Гегян IХ Джебдзун-Дамба-хутухта (1932-2012) посещал Калмыкию неоднократно и любил бывать у нас. Он даровал здесь много учений – посвящения, наставления, благословения на практики божеств: Калачакры, Ямантаки, Белой Тары, Хаягривы, Будды Медицины.

В прошлом году, как мы сообщали, в Монголии была издана книга воспоминаний о нем на монгольском языке (автор-составитель О. Батсайхан). Воспоминаниями о Богдо-Гегяне IХ поделился в книге и Шаджин-лама Калмыкии, Почетный представитель Далай-ламы ХIV в России, Монголии, странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.

  title=Богдо-Гегян Джебдзун-Дамба-хутухта в своем предыдущем, восьмом, перерождении был последним великим ханом Монголии и в течение короткого времени управлял страной. После его кончины в 1924 году революционные власти провозгласили народную республику и запретили искать его новые перерождения. Однако Богдо-Гегян IX был достоверно выявлен в Тибете, согласно канону и традиции.

В течение долгого времени это держали в тайне, и лишь после смены общественного строя в Монголии в 1990-х годах об этом было объявлено. В 1991 году во время визита министра по культуре и религии Тибетского правительства в эмиграции из Дхарамсалы (Индия) президент Монголии П. Очирбат обратился к нему с тем, что желательно пригласить Богдо Джебдзун-Дамбу.

В 1994 году по указу Его Святейшества Далай-ламы XIV Богдо-Гегян IX ездил в Тибет для работы по возрождению школы Джонанг тибетского буддизма (он является перерождением Джецуна Таранатхи — одного из высших лам этой школы). В Симле Богдо-Гегян создал монастырь Джонанг.

В 1996 −1997 годах Богдо-гегян IX находился в затворничестве. В течение последующих лет он давал учения в разных странах мира. В 2009-м он прибыл в Монголию по приглашению президента страны Ц. Элбэгдоржа.

В 2010 году Богдо-Гегян IX наконец-то смог получить монгольское гражданство и был официально признан правительством Монголии Верховным ламой страны. 2 ноября 2011 года Богдо-гегян IX был вновь возведен главой буддистов Монголии. Церемония состоялась в дацане Идгачойнзинлин монастыря Гандантэгченлин.

В 2012 году после продолжительной болезни Богдо-Гегян Джебдзун-Дамба-хутухта скончался.

Учителем и самым близким человеком для него всегда оставался Далай-лама XIV, с которым был знаком с детства. Богдо-Гегян оставил письмо, по которому его следующее перерождение будет определять только Далай-лама.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=27654