Опубликовал: Валерий Павлов 12 Март 2017. Опубликовано в Новости сайтов
Пять лет назад, 13 марта,не стало драгоценного Учителя — досточтимого геше-лхарамбы Тензин Дугда (1938-2012). Прибыв по приглашению из Индии, он 17 лет своей жизни посвятил благородному делу возрождения буддийских традиций в Калмыкии, найдя здесь последний покой.
В минувшее воскресенье, 12 марта,в молельном зале Центрального хурула РК состоялся ритуал Цог, посвященный памяти досточтимого геше Тензин Дугда.
Геше Дугда родился в 1938 годув Центральном Тибете в местечке Тшумо. В возрасте20 летон вследза Его Святейшеством Далай-ламой ХIV покинул оккупированный Тибет. Вместе с другими монахами на земле Индии возводил буддийский монастырь Дрепунг-Гоманг, учился в нем, защитил ученую степень геше-лхарамбы.Геше Дугда былодним из старейших монахов Дрепунг-Гоманга.И первый доктор буддийской философии на калмыцкой земле, куда по поручению Его Святейшества Далай-ламы приехал в 1995 году.
Драгоценный наставник геше Тензин Дугда с первого года своего пребывания в Калмыкии неустанно передавал знания буддистам: монахам и мирянам.Не считаясьс собственной усталостью и возрастом,он делилсяс ними бесценным опытом. Геше Дугда внес огромный вклад в становлениеи развитие Калмыцкого хурула.
Учение, ретриты, посвящения и благословения божеств даровал в течение всего своего пребывания в Калмыкии геше Тензин Дугда. За эти годы у него появилось огромное количество учеников как среди монахов, так и среди буддистов-мирян, не только Калмыкии, но и других регионов России. Он передавал своим ученикам важнейшие учения, полученные им от его духовных наставников, от великих практиков Сутры и Тантры.
Благодаря его наставлениям многие практикующие смогли услышать во всей полноте Учение Будды, войти во врата Дхармы и стать истинными буддистами. Всем, приходящим к немув минуты скорби, утрат, он дарил утешение, помощь, истинную любовь и сострадание.А теперь уже пятый год прихожане нашего хурула скорбят по нему.
Перед началом воскресного ритуала Цог в дугане был установлен портрет драгоценного Учителя – досточтимого геше-лхарамбы Тензин Дугда. Распорядитель службы ген Нгаванг Лодой объявил о проведении ритуала «Лама Чопа» с чтением мантр. Этот ритуал почитания Учителя пользуется у буддистов особой популярностью, ведь делая подношение высокому духовному наставнику, вы делаете подношения всем Буддам сразу.
Разновидностей Цога существует примерно столько же, сколько божеств в буддийском пантеоне, и каждый буддийский храм составляет свое расписание Цогов.
Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче говорил в свое время: “Я полагаю, что в каждой религиозной традиции есть своя церемония подношения Цога. Также различные направления буддизма, школы сакья, ньингма, кагью, гелуг, дзэн-буддисты хранят свои традиции этих ритуальных подношений, которые передавались из поколенияв поколениена протяжении многих веков.
Основная цель этой практики – совершить подношение Буддам и Бодхисаттвам,и тем самым накопить заслуги. Я считаю, что сам текст «Ламы Чопы» или «Гуру-йоги», который используется в церемонии, является источником большого вдохновения. Всякий, кто знакомился с ним, кто получал комментарий на него, конечно, согласится со мной: этот текст необыкновенный, обладающий огромной вдохновляющей силой. Это очень красивая поэзия. Цог могут выполнять не только ламы и монахи,но все буддисты, все желающие”.
Каждый буддист должен знать о ценностии пользе этого ритуала, который ускоряет темпы на путик Просветлению. Основной смысл Цога заключается в практике даяния. Если вы способны искренне поднести все самое прекрасное Буддам и Бодхисаттвам, это означает, что вам для них ничего не жалко – ни еды,ни питья,ни денег,ни своего счастья, ни даже собственного тела. Но этоне только серьезная атака против эгоизма: Цог помогает расстаться с тремя омрачениями, которые держат нас в самсаре – неведением, привязанностью и гневом.
Под руководством опытных мастеров монахи в монастырях Индии проводят Цог довольно часто. Они как никто лучше знают этот ритуал с различными уровнями значения.
На санскрите Цог звучит как «ганачакра». Слово «Гана» переводится как «накопление» или «сбор», а слово «чакра» буквально означает «колесо». «Колесо накопления» – таков прямой перевод этого словосочетания. А накоплений или собраний, согласно буддийским текстам, во время Цога происходит несколько: собрание практикующих, собрание подношений, собрание божеств, и в конце концов – заслуг и мудрости.
В основном Цог проходит в Индиив молельных залах монастырей – дуганах, однако ритуал не требует специального помещения, ведь абсолютно любое место, куда призываются Будды трех времен со своим окружением, становится священным.
В Калмыкии, как и в Индии, ритуалы Цог проводятся регулярно. В Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» монахи устраивают Цог каждую пятницу.
Сам досточтимый геше-лхарамба Тензин Дугда, будучи старейшим ламой Калмыкии, говорил об этом так: “Каждую пятницу в Центральном калмыцком хуруле наши монахи делают подношение Цог для умерших или погибших людей: с помощью ритуала ламы накапливают заслуги и посвящаютих умершим, чтобы те могли получить перерождение в одномиз благоприятных миров. Этот вид Цога, конечно же, отличается от Цога, который делается в особые дни – 10-й и 25-й лунные дни – теми, кто имеет посвящение в Тантру.Если вы спросите, кто является для буддистов наивысшим Полем накопления заслуг, то я могу ответить, что таким полем является наибодрейший коренной Учитель, особенно тот, кто даровал нам тантрическое посвящение и комментарий,а значит, обладает по отношению к нам тройственной добротой. Когда мы делаем подношение Цог «Лама Чопа», Учитель становится неотделим от всех Будд, Бодхисаттв, даков, дакинь, идамов, защитников Дхармы – от всех высших существ”.
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»