Печать

По выходным дням в библиотеке хурула продолжаются занятия по медитации под руководством Чагдыра Санджиева

Опубликовал: Валерий Павлов 25 Июнь 2017. Опубликовано в Новости сайтов

Как мы сообщали, по выходным дням в библиотеке главного буддийского храма Калмыкии проводятся занятия по медитации, которые ведет заведующий литературно-переводческим отделом Центрального хурула Чагдыр Санджиев. Сегодня, 25 июня, состоится предпоследнее занятие (начало в 12 часов). Заключительное занятие намечено на следующую субботу, 1 июля. Приглашаются все желающие.

  title=Медитация — это инструмент, или метод, позволяющий формировать или трансформировать сознание. Буддийская традиция медитации включает множество различных приемов и методик.

Как отметил Чагдыр Санджиев на одном из занятий, очень важно разбираться в том, как их применять, а для этого необходим гармоничный подход, сочетающий изучение с приемами созерцания и медитации. В противном случае излишняя увлеченность интеллектуальной составляющей медитации отвлечет от практики. С другой стороны, слишком сильный крен в сторону практики лишает медитацию смысла, поскольку осмысленная медитация возможна лишь при понимании того, что делаешь, при владении теоретической базой.

Медитацию можно отнести к базовым позитивным качествам человека, подобно состраданию и способности прощать. Рождаясь на свет, мы полностью лишены идеологии, но не лишены потребности в любви. Сострадание, привязанность и прощение, дух гармонии и чувство братства — всему этому нас учат религиозные традиции. Однако это не означает, что если вы признаете ценность сострадания или прощения, то должны принимать религию в целом. То же самое относится к медитации; мы можем использовать ее как средство упрочения базовых позитивных человеческих качеств.

Несмотря на обилие и усложнение обязанностей и проблем, сознание практикующего должно пребывать в покое и равновесии. Благодаря этому он становится счастливее. Когда он сталкивается с проблемами, его душевный покой в целом не нарушается, и это, несомненно, — результат медитации.

На своих занятиях Чагдыр Санджиев показал ряд приемов медитации, начиная с простейшего наблюдения за дыханием и заканчивая более сложными методами. Пришедшие на занятия люди (среди них есть и иногородние) не только слушали и конспектировали лекции молодого наставника, но и сами выполняли упражнения под его руководством, брали задания на дом, потом рассказывали о своих ощущениях и впечатлениях, полученных от практики. Конечно, не у многих все получается, ведь сохранять концентрацию не просто.

Сохранение сфокусированного внимания играет важную роль во всех наших повседневных действиях, будь то работа, вождение автомобиля, общение, отдых и развлечения, а также духовная практика. Поэтому цель сеанса дыхательной медитации — научиться фокусировать внимание. Независимо оттого, рассеянны мы обычно или собранны, качество внимания можно улучшить, и подобное улучшение пойдет нам на пользу. Как правило, современному человеку свойствен определенный образ мышления и сознания — обрывочный, полный предвзятых мыслей и суждений. Избавиться от него сложно, такой образ мыслей навязчив и представляет собой сознание низшей ступени, а благодаря дыхательной медитации можно перейти к иному типу восприятия — более простому и в то же время глубокому.

  title=В результате практики человек из судьи превращается в наблюдателя, перестает оценивать и может просто видеть и осознавать, не тратя нервы и силы на предвзятые оценки и суждения. Понятно, что переход на иную в качественном отношении ступень не просто пойдет на пользу его здоровью, но настроит нервную систему, улучшит сон и эмоциональное состояние. Переход на иную ступень восприятия — лишь один из множества способов использования сознания, который совершенствуется с практикой.

Для подобного перехода к новому образу мыслей и восприятию и предлагается освоить конкретный метод, простой и доступный для каждого: развитие наблюдения за дыханием. Этот метод особенно полезен для людей, любящих поговорить, склонных к умозрению и обладающих богатым воображением.

«В наше сознание по привычке проникают различные мысли. Когда они появляются, просто дайте им уйти, когда делаете выдох, но не отождествляйте себя с ними, не реагируйте на них эмоционально,— говорил Чагдыр Санджиев слушателям. — Проследите, как мысль возникает, проходит перед вами, а затем исчезает. Затем верните свое внимание в состояние покоя, не монотонного и вялого, а раскрепощенного. Если за одну получасовую медитацию вам удастся лишь вызвать у себя ощущение раскрепощенности сознания и ничего больше, не огорчайтесь: на данный момент этого вполне достаточно. Продолжайте направлять свое внимание на то место, где вы ощущаете вдохи и выдохи.

Продолжайте наблюдать за своим дыханием как можно дольше, сосредоточьтесь на нем, осознавайте его. Под сосредоточенностью или осознанием здесь нужно понимать способность непрерывно фокусироваться на каком-то знакомом, произвольно выбранном объекте не отвлекаясь. Развитие сосредоточенности означает, что вы поддерживаете в себе непрерывный поток памяти, постоянно осознаете каждое свое действие, чувство, мысль и не забываете их. Такая постоянная сосредоточенность не подразумевает и не требует какого-то эмоционального отношения, вам не нужно оценивать чувство или мысль тем или иным образом. Достаточно просто следить за потоком физиологических ощущений при вдохах и выдохах. Качество осознания, которое вы здесь культивируете, — это разновидность чистого внимания, не окрашенного эмоциями, простое наблюдение. Вы ничего не анализируете, не пытаетесь извлечь из своих ощущений общую идею».

На протяжении всего сеанса дыхательной медитации практикующему важно не только сохранять сосредоточенность, осознание, но и непрерывно использовать интроспекцию, то есть заглядывать внутрь себя, следить за собойне размышляя, не оценивая, просто наблюдая за состоянием собственного сознания. Вглядываясь в свою душу и сознание, человек получает возможность определить, не отвлекся ли от   title=дыхания, не переключилось ли его сознание на звуки, какие- то другие телесные ощущения, на мимолетные мысли, воспоминания либо предчувствия. Всматриваться в себя нужно пристально и внимательно, следя за процессами, происходящими как в уме, так и в теле. Время от времени практикующему следует проверять, не чувствует ли он напряжения вокруг глаз или лба. Если подобное напряжение ощущается, то необходимо снять его внутренним усилием. Мышцы лица должны быть расслаблены. Затем следует посвятить несколько минут проверке того, способны ли вы разделить свое внимание, оставаясь при этом раскрепощенными. Нужно наблюдать за своим дыханием, но осознавать и то, как функционирует ваш ум.

Наблюдение за дыханием рекомендуется в качестве первого шага на пути овладения искусством медитации. Затем практикующие научатся приводить ум в его естественное состояние и в завершение освоят упражнение, состоящее в простом осознании собственной сосредоточенности. Прежде всего, в начале каждого из этих этапов вам необходимо выбрать удобное для вас положение тела. Это позволит с максимальной эффективностью культивировать три качества, приводя тело в его естественное состояние. Эти качества — раскрепощение (релаксация), неподвижность и бдительность.

Телесная неподвижность для медитации очень важна: она способствует соответствующему состоянию сознания — состоянию духовной недвижимости, при которой ваше внимание сфокусировано, оно не рассеивается.

Методы совершенствования внимания были разработаны уже 2500 лет назад в Индии, во времена Гаутамы Сиддхартхи – Будды Шакьямуни. Было замечено, что эти высшие состояния шаматхи, то есть медитативной концентрации, вызывают ощущения глубокого спокойствия и блаженства, и многие созерцатели культивировали их в качестве конечной цели, не стремясь идти дальше. Однако Гаутама Будда не остановился на этом этапе и продолжал развивать методы шаматхи, применяя обостренное, сфокусированное внимание к непосредственному, эмпирическому исследованию сознания и его связи с остальным, внешним, миром. Единственный инструмент, который есть в нашем распоряжении для непосредственного наблюдения за явлениями сознания, или ментальными феноменами, — это ментальное осознание, которому шаматха придает особую остроту.

Будда Шакьямуни обучил своих последователей множеству приемов развития, стабилизации и прояснения внимания.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Фоторепортаж Дорджи БАСАЕВА

   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2017/06/po-vyxodnym-dnyam-v-biblioteke-xurula-prodolzhayutsya-zanyatiya-po-meditacii-pod-rukovodstvom-chagdyra-sandzhieva/