Опубликовал: Валерий Павлов 13 Август 2017. Опубликовано в Новости сайтов
ДЕЛИ, 11 августа — РИА Новости, Ольга Липич. Далай-ламаи нейроученыеиз России договорились о совместном изучении сознания и влиянияна него медитации, а такжео сотрудничестве буддийских и российских исследователей в нейробиологии, когнитивной психологии и еще ряде научных областей – ради стремления к мируи счастью для всех.
Первый в истории диалог духовного лидера тибетского буддизма с российскими нейроучеными на этой недели в Дели продлился несколько дней. Основной темой стала ”Природа сознания”. Эта инициатива должна положить начало серии международных конференций под названием ”Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых”.
”Благодаря такой встрече буддийских и российских ученых и тому, что монахи из буддийских регионов России учатся в монастырских университетах Индии, открывается возможность развивать новые научные подходы, разрабатывать совместные исследовательские программы. Я вижу две цели такого сотрудничества – расширять научные познания и продвигатьв мире сострадание и любовь, ведущие к счастью”, — сказал Далай-лама РИА Новости, комментируя итоги первой совместной конференции.
По его словам, Восток на протяжении тысячелетий развивает концепцию множественности жизней. На Западе же такая культурная среда, что все связанное с прошлыми жизнями, как правило, учеными сразу отвергается. Российская наука, исторически отличающаяся от классического западного материализма, может стать мостом между Востоком и Западом. ”После того, как я пообщалсяс ученымииз России, мне кажется, у российской науки сейчас большие перспективы. Наверняка, в России есть дети, которые могут проявлять качества из прошлой жизни. Для нас очень важно не игнорировать,а исследовать такие случаи”, — отметил Далай-лама.
На вопрос РИА Новости, почему буддистов интересуют, прежде всего, детские воспоминания о прошлых жизнях, он ответил, что ”пока ребенок еще маленький, у него память о прошлых рождениях более проявленная, а с течением времени она постепенно уходит, если только вы не приложите специальные усилия для тренировки ума. Медитируя, человек может опускаться на более глубокие уровни сознания, обретать более глубокие переживания, и тогда могут открываться воспоминания из прошлых рождений”, — добавил Далай-лама.
Цель изучения сознания — этика и счастье
Специалист в области аналитической философии сознания из Института философии РАН профессор Давид Дубровский рассказал о перспективах нейронаучных подходов к проблеме сознания в связи с ”нарастанием глобального кризиса земной цивилизации”. Его критический взгляд на ”систему безудержного потребления”, агрессию и крайний эгоизм в современном обществе встретил горячую поддержку у буддийскихмонахов-ученых.
”Сегодня нам очень нужна вера в альтруистический потенциал человеческой природы. Проблема сознания – ключевой пункт преодоления глобального кризиса человеческой цивилизации. Необходимы научные исследования сознания и система этики, которые позволят нейтрализовать негативные свойства сознания, агрессию, неуемное потребление. И в этом важно использовать медитативный опыт буддизма”, — сказал Дубровский.
По его словам, у каждого человека есть способность управлять ”подачей энергии к определенным операциям”. И, как показали недавние исследования, мы можем добиваться изменений даже на генетическом уровне.
Профессор затронул также механизмы проявления сочувствия, в частности, через отражение эмоций другого человека. ”Способность мозга отражать эмоции других обеспечивает мозговой субстрат эмпатии. И сегодня необходимы исследования в этой области”, — добавил Дубровский.
Далай-ламаи все присутствовавшие на конференции буддийские ученые отметили, что и в буддийской науке издавна главная цель – помочь людям избавиться от страданий, обрести мир, единство и счастье.
Информация и разные уровни ума
”Моя теория основана на информационном подходе. Она объясняет связь любых явлений субъективной реальности, которым нельзя приписать физические свойства. Мысли ведь не имеют веса или длины, и возникает вопрос: как мысли, явления субъективной реальности связаны с работой мозга, с нейронами? Общий принцип: всякая информация воплощена в своем носителе, которым является определенный мозговой процесс”, — пояснил Дубровский.
Далай-лама, комментируя доклад российского профессора, отметил, что ”в трудах выдающихся буддийских мыслителей говорится о 51 ментальном факторе”. ”И любые переживания, любой опыт человека определяются этими факторами. Не уверен, что это можно объяснить лишь на уровне мозга… Буддизм говорит о нескольких уровнях сознания, о семи видах сознания. И только более грубые из них опираются на процессы, происходящие в мозге. Различные уровни сознания проявляются, в частности,в процессе умирания, когда происходит растворение более грубых уровней сознания, связанных с телом,в более тонких. Наитончайший уровень – это состояние сознания, которое мы называем ”умом ясного света”, — пояснил Далай-лама.
По его словам, ”ум (сознание) и мозг влияют друг на друга,но это два различных явления”. ”В ходе многолетнего изучения этого вопроса я пришелк определенным идеям, сходным с положениями квантовой физики. Я медитирую каждый день – и это воздействует на мои переживания, эмоции, состояния: отрицательные состояния ослабевают, положительные – усиливаются. Негативные эмоции основаны на цеплянииза якобы самосущностное, независимое ”я”, которого на самом деле не существует”, — отметил Далай-лама.
Он также, как и Давид Дубровский, особо выделил информационный фактор. ”Сознание со всей содержащейся в нем информацией управляет нашим телом”, — сказал Далай-лама.
Буддийский ученый геше Лхакдор в ходе дискуссии о сознании отметил, что информация, которой оперирует сознание, переносится не физическими веществами и силами, описанными западной наукой, а другой энергией, которую буддисты называют ”силой ветра”.
Когнитивный психолог Мария Фаликман (МГУ имени М. В. Ломоносова) обратила внимание участников конференции на феномен ”мигания” внимания. Одна из его причин – ”перегрузка информацией”, которую можно рассматривать также как часть страдания, сансары. И описанный Фаликман научный эксперимент показал, что интенсивность этой перегрузки можно снизить при помощи медитации.
Нарративный подход к личности
Один из основателей Московского центра исследования сознания, действующего при философском факультете МГУ, Дмитрий Волков в докладе ”Личность как полезная иллюзия” рассказал о пользе нарративного подхода к пониманию тождества личности.
”Если все непостоянно, то где основа для идентификации личности? Что делает человека той же самой личностью, несмотря на все изменения в течение времени? Что позволяет нам сказать, что этот мальчик, затем юноша, зрелый мужчина и старик – один и тот же человек? ”Я” — очень иллюзорная вещь”, — констатировал Волков.
Он подверг критике субстанциальную, биологическую и психологическую концепции тождества личности, заявив о преимуществах нарративного подхода. Ученый активно развивает эту концепцию. И ее можно связать с буддийским пониманием проблемы.
Вошедший в употребление современной науки термин ”нарратив” происходит от латинского ”narrare” — ”повествовать”. В общем смысле он означает изложение взаимосвязанных событий в виде некой последовательности. Судя по словам Волкова, под нарративом он понимает память личности о происходившихс ней событиях. Причем события прошлого при этом выстраиваются в уникальную связь, соответствующую одной уникальной личности.
Подход базируется на трех основных пунктах. Критерий – это автобиографический нарратив. Действия человека в одном периоде времени могут быть отнесены к человекуво втором периоде времени, если они – части одно и того же биографического нарратива. Агенты имеют пространственную и временную части. ”У людей есть части не тольков пространстве, но и во времени, связанные общим нарративом, историей, определяющей их целии приоритеты”, — пояснил Волков.
При этом тело не является границами целостности личности. В дискуссии ученых на эту тему прозвучал любопытный пример из животного мира: птица австралийский шалашник строит огромное гнездо, чтобы произвести впечатление на партнера, и в данном примере большое гнездо – это часть маленькой птички. Волков предположил также, что ”через какое-то время телефон будет встроен в мозг,у нас будет расширенная память, не только одно тело, но и аватар, и в целом наша самость еще больше расширится за пределы тела”.
В нарративном подходе прослеживаются параллели с буддийским учением, которое изложил Далай-лама. ”Не существует единичного, неизменного, независимого, самодостаточного атмана (дух, высшее ”я” в индуистской концепции – ред.). И цепляниеза свое якобы независимое ”я” — это корень, главная причина сансарического бытия. Колесница сделана из частей,ни однаиз которыхв отдельностине является колесницей. Так жеи человек.Надо полагать, что все явления взаимозависимы и обусловлены.Это предотвращаетот паденияв крайности как нигилизма, так и абсолютизма,а такжеот чрезмерного себялюбия”, — сказал Далай-лама.
Наблюдатель и постижение пустотности
По аналогии с результатами ряда экспериментов в квантовой физике, Далай-лама свел все к ”наблюдателю”, который необходим для рассмотрения объекта. ”Одна из школ буддизма (читтаматра) также отрицает существование внешних объектов отдельно от сознания.Высшая же философская школа (мадхъямака) отрицает даже существование истинно существующего внутреннего мира, сознания”, — добавил буддийский мыслитель.
По его словам, ”в буддизме эти теории используются как противоядие от фундаментального неведения и цепляния за ”я”.
”Цепляние за ”я” и за якобы истинное существование всех внешних явлений – источник всех наших проблем, источник накопления кармы. Недобродетельные действия возникают на уровне эмоциональной активности, которая основана на искаженном восприятии объектов, и корни этого искаженного восприятия уходят в цепляние за ”я”, — считает Далай-лама.
Устранить этот корень всех проблем, согласно буддийской философии, может ”постижение пустотности”. Оно, в свою очередь, достигается изучением теоретической базы, аналитическим размышлением и ”опытным постижением пустотности”.
”Думаю, эмоции с гораздо меньшей силой воздействуют на ученых, которые занимаются квантовой физикой и убеждены, что ничто внешнее не существует объективно. У таких ученых должно быть гораздо меньше жестко фиксированных взглядов, грубого деления на черноеи белое”, — полагает Далай-лама.
По его словам, люди, находящиеся под влиянием эмоций, склонны видеть внешние объекты более негативными или позитивными, нежели они есть, — видеть их в собственной ”проекции”. ”Необходимо понять, что привязанности, гнев и другие негативные эмоции разрушают наш покой и наше здоровье. Осознав это, мы сможем достичь умиротворения ума и состояния счастья”, — уверен буддийский духовный лидер.
Нужность друг другу
Профессор-буддолог Виктория Лысенко (Институт философии РАН) заявила, что российские ученые очень заинтересованы в исследованиях медитации и ее воздействияна сознание.По ее словам, буддийские теории сознания намного богаче в классификации, чем западно-научные,и это связано с практикой,в том числе, практикой медитации.
”Да, буддисты веками не только изучали, но и практиковали различные виды медитации, поэтому в буддийской философии накоплено гораздо больше объяснений системы ума, природы сознания… Но я сегодня использую и знания, почерпнутые их современной науки. В буддийских монастырях курс естественнонаучных дисциплин стал обязательной частью учебной программы. Мы должны перестать проводить границы между Западом и Востоком”, — призвал Далай-лама.
Он также выразил пожелание продолжить начатый диалог с российскими учеными в будущеми пригласил их к участиюв своих встречах с коллегамииз стран Запада.
”Моя обязанность – развивать понимание единства семимиллиардного населения планеты и укреплять мир на Земле”, — заключил Далай-лама.
Цель инициаторов сотрудничества с российской стороны — также наладить взаимодействие в изучении физики и космологии, эволюции и биологии, природы познания, аксиологии и этики для более глубокого познания реальности, ”на благо всего человечества”.
Среди тем, обозначенных сторонами в ходе первой встречи для возможного дальнейшего сотрудничества: буддийские практики в разрешении конфликтов, в развитии эффективности, в обучении и в творчестве, сравнительные исследования в области теории сознания, эмпатии, психологии и даже генетики.
Участники и организаторы
В оживленной дискуссии о сознаниис буддийскимимонахами-учеными, помимо уже упомянутых специалистов из России, участвовали профессор Института психологии РАН Юрий Александров, член-корреспондент РАН и РАМН, нейробиолог Константин Анохин и заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, доктор филологических наук, нейролингвист Татьяна Черниговская. Анохин и Черниговская единодушно заявили о необходимости создания новой теории природы сознания и его связи с деятельностью мозга. И в этом, по мнению нейроученых, как раз может помочь буддийский подход.
Организаторами исторической встречи Далай-ламыи буддийскихмонахов-ученыхс российскими исследователями выступили Центр тибетской культуры и информациии Фонд ”Сохраним Тибет” (Москва) при поддержке ”Московского центра исследования сознания” при философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.