Печать

Почему важно размышлять об истине страдания. Дост. Тхить Тхен Там

Опубликовал: Валерий Павлов 23 Декабрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов

Почему нам необходимо вырваться из колеса рождения и смерти? Потому что в пустошах рождения и смерти мы подвергаемся безмерной боли и страданиям. Если буддисты миряне не будут размышлять со всей искренностью об этой Истине страдания, то они не смогут достичь результатов несмотря на все свои познания, так как они не испытывают страха и не ищут освобождение. В сутрах сказано:

«Если не может появиться ум, испытывающий страх, тогда не сможет возникнуть и ум проникнутый искренностью и чистосердечием».

Это и есть та причина, по которой Будда Сакьямуни сначала изложил Истину страдания, при объяснении пяти отшельникам во главе с Конданньей, Четырех благородных истин. Согласно этой Истине, если мы будем размышлять о страданиях условий человеческого существования, то у нас будет более ясное представление о том, почему нам нужно без промедления покинуть эту круговерть рождения и смерти.

Восемь основных страданий

При объяснении Истины страдания Будда Сакьямуни изложил восемь причин страдания. Условия человеческого существования всегда влекли за собой бесчисленные страдания, как это показано на примере восьми типов, перечисленных ниже:

1) Страдание рождения

Пока человек ещё находится в материнской утробе, у него уже есть чувства и сознание, благодаря этому он ворочается и испытывает удовольствие и боль. Когда мать ест холодную пищу, эмбрион ощущает это, как если бы его обложили льдом, а во время принятия горячей пищи, он ощущает что его, как будто обжигают. Эмбрион живет в тесном, темном и нечистом месте, и сразу после рождения испускает крик. С этого момента всё, что он может делать, так это кричать, когда он ощущает холод, жар, голод, жажду или терпит укусы насекомых. Будда Сакьямуни с помощью своей мудрости увидел всё это очень ясно и во всех деталях, поэтому он описывает рождение как страдание. У древних мудрецов в этом отношении было такое высказывание:

«Как только существа вырываются из одной утробы, так сразу они входят в другую,
При виде этого мудрецы и святые испытывают сострадание!
Это иллюзорное тело действительно полно нечистот,
Освободившись от него без промедления, мы вернемся к нашей подлинной природе».

2) Страдание старости

С приближением старости у людей ослабляются способности: их глаза не могут четко видеть, слух теряет свою остроту, их спины легко утомляются, их ноги дрожат, еда не приносит им как раньше приятных ощущений, их сон становится беспокойным, их воспоминания забываются, их кожа дряхлеет и покрывается морщинами, у них болят зубы, они разрушаются и выпадают. Даже тот, кто в юности был самым статным и красивым может почувствовать лишь печаль и сожаление, когда он состарится.

В старости многие люди ощущают замешательство и растерянность, когда они принимают пищу или одеваются, или от того, что у них проявляется недержание. Их дети и другие члены семьи, которые близки к ним, быстро устают и им всё это надоедает. Условия человеческого существования похожи на условия существования цветка, находящегося под властью закона непостоянства, который может способствовать его красоте и аромату, а также может вслед за этим принести ему смерть и распад. Поистине старость не представляет собой ничего кроме страдания, а в человеческом теле нет ничего, что стоило бы холить и лелеять. Поэтому Будда Сакьямуни и сказал: «Старость это страдание!»

3) Страдание болезни

Обладать этим телом означает быть открытым для болезней, начиная с небольших недугов, у которых есть внешние источники и, заканчивая теми ужасными болезнями, которые появляются в зависимости от внутренних причин. Некоторые люди страдают неизлечимыми болезнями, такими как рак или какими-то хроническими заболеваниями, такими как остеопороз и другими. В таком положении они не только испытывают физическую боль, но и вынуждены тратить на лечение крупные денежные суммы. Если они испытывают недостаток в денежных средствах, то они не только сами страдают, но и создают дополнительные страдания своим семьям. Страдание болезни довольно очевидно и не требует никакого дальнейшего объяснения.

4) Страдание смерти

Все существа желают безболезненного рождения и спокойной смерти. Тем не менее, эти условия очень трудно исполнить, особенно во время смерти, когда физическое тело полностью поражено болезнью и страдает от боли. Когда тело находится в таком состоянии, то ум охвачен паникой, он оплакивает утрату благосостояния и собственности, он опечален предстоящим разделением с любимыми и другими подобными мыслями. Всё это без сомнений является страданием. Лишь очень немногие из нас хотят слышать о смерти, что говорить о других подобных вещах.

5) Страдание из-за разделения с любимыми

Эту истину особенно легко заметить во время войны. В такой ситуации, сколько семей должны перенести разделение со своими родственниками на «севере», а с кем-то на «юге?» Сколько молодых людей пожертвовало своими жизнями на полях сражений, а сколько выживших страдает от своих потерь, а сколько скончалось от страданий ужасной смерти? Всё это страдание разделения. А сколько ещё людей в расцвете сил потеряло своих любимых, которых забрал демон смерти, оставив их одних, беспомощными и покинутыми? Нужно ли также упомянуть и тех, чьи родители, братья, сестры и дети были убиты с помощью бомб и пуль? Сколько детей, потеряв свои семьи, испытывая недостаток в средствах к существованию, в руководстве и воспитании, вынуждены провести свою жизнь в приютах? Всё это страдания вследствие смерти. Таким образом, в наше время море воспоминаний и река любви глубоки и широки, однако также высоки и широки гора ненависти и небо скорби! Разделение с любимыми будь это в жизни или из-за смерти – это настоящее страдание!

6) Страдание из-за встречи с нежелательным*

Это страдание возникает из-за встречи с недругами. Настоящее страдание – сносить тех, кто относится к нам с враждебностью, кого мы ненавидим, кто всегда следит за нами и клевещет на нас, кто ищет различные способы нам навредить, кого трудно вытерпеть – всё это страдание, поскольку мы постоянно тревожимся и от таких недоброжелателей нам постоянно не по себе. Во многих семьях среди отцов и матерей, братьев и сестер, мужей и жен нет единодушия, они постоянно заняты спорами, проявляя гнев и язвительность. Всё это почти не отличается от встречи с недругами и врагами. Где здесь счастье?

*Прим. пер.: Автор говорит здесь только о встрече с недоброжелателями, однако можно добавить, что, например, в Висуттхимагге говорится о различных вещах и явлениях, при встрече с которыми мы испытываем страдания. Один только их внешний вид может приносить нам страдания.

7) Страдание из-за несбывшихся желаний

У всех у нас в жизни есть множество желаний и надежд. Например, бедные надеются стать богатыми, некрасивые хотят стать красивыми, бездетные молятся для того, чтобы родить сына или дочь. Те, у кого есть дети хотят, чтобы они были успешными, умными, ответственными и почтительными. Таким желаниям и надеждам нет числа и их невозможно все исполнить. Поэтому они и являются источником страдания.

8) Страдание, связанное со скандхами (совокупностями)

Это страдание тех, чьи чувственные способности остры и полноценны. Пять скандх (или совокупностей) – это совокупность материальности, совокупность ощущений, совокупность распознаваний, совокупность процессов волевого конструирования и совокупность сознаний. Скандха материальности относится к физическому телу, в то время как оставшиеся четыре относятся к уму. Попросту говоря, они все и представляют собой страдание тела и ума.

Страдание, связанное с совокупностями, охватывает семь видов страданий упомянутых выше. Наши физические тела подвержены рождению, старости, болезням, смерти, голоду, жажде, жаре, холоду и усталости. С другой стороны наши умы обеспокоены печалью, гневом, беспокойством, любовью, ненавистью и сотнями других неприятностей. Когда-то давно принц Сиддхартха (ещё юный Будда Сакьямуни), выйдя за городские ворота, стал свидетелем несчастья старости, болезни и смерти. Наделенный глубокой мудростью, он был тронут страданием условий человеческого существования и покинул царский дворец, чтобы найти путь к освобождению. С другой стороны те, кто обладает ограниченным пониманием, неглубоким размышлением и поверхностной рефлексией не задумываются над Истиной страдания и часто принимают страдание за счастье.

Есть и такие люди, которые на высказывание о том, что рождение – это страдание, отвечают: «Когда я родился, то я был слишком юным, чтобы что-либо понимать, поэтому я не знаю ни о каком страдании!» Если говорится, что старость – это страдание, они отвечают: «Я ещё не состарился!» Когда говорится, что болезнь – это страдание, они отвечают: «С раннего детства у меня всегда было хорошее здоровье, я редко болел какой-либо болезнью. Даже когда я болел, то это было лишь незначительным дискомфортом, поэтому я никакого страдания в этом не вижу!» Когда говорится, что смерть – это страдание, они говорят: «Смерть ещё не пришла. Кто знает, а может смерть – это просто мирный сон? Когда говорят, что разделение с любимыми – это страдание, они говорят: «Члены моей семьи всегда жили вместе счастливо, не испытывая какого-либо разделения!» Если говорится, что пребывать в обществе чуждых по духу людей – это страдание, они отвечают: «Я не сделал ничего такого, чтобы заслужить чей-либо гнев. Ни у кого нет каких-либо причин для того, чтобы строить против меня козни!» Если говорится, что неполучение желаемого – это страдание, то они отвечают: «У меня есть всё, что я хочу и всё, что мне нужно от жизни, большего мне и не надо!»

Несмотря на это можем ли мы сказать, что у этих людей вообще нет страдания? Нет, не можем. Именно из-за того, что у них есть тело и ум, они подвергаются страданиям пяти скандх. Почему эти здоровые и полноценные ум и тело представляют собой страдание? Давайте вспомним о наказании за убийство, воровство, насилие и другие тяжкие преступления в нашем обществе. Эти проступки нередко совершают те люди, у которых много свободного времени. С чрезмерно пресыщенным умом и телом, они подвергают себя умственному и телесному возбуждению. У них нет умиротворения, сидят ли они или стоят, они создают проблемы там, где их нет, и эти проблемы приводят к ужасным последствиям. В качестве примера можно упомянуть, что в настоящее время множество людей по всему миру живут, потворствуя своим желаниям, у них есть склонность к распитию крепких алкогольных напитков, употреблению наркотиков, они имеют тягу к противозаконным половым связям и разного рода капризам и слабостям, они увлечены опасностями и жестокостью.

Они не умиротворены физически и умственно, и как будто объятые неистовым огнем, совершают противоправные проступки, которые приводят к неизбежному страданию. Это и есть страдание обусловленное пятью скандхами.

Эти восемь болезненных состояний, описанных выше, известны как «Восемь страданий». Они описаны здесь в общих чертах и их можно разделить на множество других типов страдания. Если мы исследуем себя и других, то разве мы не обнаружим, что находимся в той или иной степени под влиянием этих восьми страданий? Если те, кто постоянно изучает Дхарму, будут размышлять над Восемью основными страданиями человечества, то можно с уверенностью сказать, что они ещё дальше продвинутся на своём Пути.

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: Buddhism of wisdom & faith. Pure Land Principles and Practice. Dharma Master Thich Thien Tam.
Translated and edited by the Van Hien Study Group. New York — San Francisco – Toronto. 1991.
Источник перевода: https://www.facebook.com