Печать

Далай-лама посетил празднование серебряного юбилея старшей школы «Сешадрипурам»

Опубликовал: Валерий Павлов 27 Декабрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов

Бангалор, штат Карнатака, Индия — Утром 24 декабря перед отъездом из отеля Его Святейшество Далай-лама встретился с 25 молодыми тибетцами, которые учредили свою собственную медицинскую ассоциацию для помощи тибетским больным, приезжающим из тибетских поселений в Бангалор на лечение. Его Святейшество поздравил их с прекрасным начинанием.

  title=Во дворце Трипура Васини, где под огромным шатром состоялось празднование серебряного юбилея старшей школы, Его Святейшество встречал секретарь образовательного фонда «Сешадрипурам» доктор Вудэй П. Кришна. Доктор Кришна познакомил тибетского духовного лидера с другим почетным гостем встречи доктором А. С. Киран Кумаром, председателем Индийской организации космических исследований. Все вместе поднялись на сцену под громогласные приветствия, которые раздались, едва собравшиеся зрители (по примерным оценкам 14 тысяч человек) завидели Его Святейшество.

Первым делом доктор Кришна рассказал о группе образовательных учреждений «Сешадрипурам», первое из которых учредили в 1930 году две женщины, сторонницы продвижения образования. Госпожа Анандамма и госпожа Ситхамма основали младшую школу для 20 детей. С тех пор образовательный фонд «Сешадрипурам» разросся и сегодня насчитывает 26 школ и институтов, в которых учатся около 21 тысячи студентов, от младших школьников до соискателей докторских степеней. Девизом фонда стали слова: «Надели каждого силой знания и уверенности в себе».

  title=Доктор Кришна назвал Его Святейшество посланником мира, сострадания и ненасилия, приверженцем ядерного разоружения и межрелигиозной гармонии, а также сторонником диалога между наукой и духовными традициями. Он добавил также, что Его Святейшество борец за защиту окружающей среды, права женщин и распространитель знаний традиции Наланда.

Речи ненадолго прервали, чтобы зажечь традиционный светильник, после чего доктор А. С. Киран сказал, что наука и технологии улучшили качество нашей жизни и дали возможность передвигаться по миру. Однако они не слишком преуспели в искоренении конфликтов и раздоров. По его мнению, есть парадокс в том, что мы пытаемся обнаружить разумную жизнь на других планетах в то время, как жизнь на нашей собственной планете стала такой напряженной. Нам нужно всерьез задаться вопросом, почему мы здесь. Доктор Киран сказал, что он бесконечно рад решению фонда «Сешадрипурам» пригласить Его Святейшество выступить перед учениками и их семьями.

Его Святейшество поднялся на кафедру и пошутил, что несколько слов он скажет стоя, чтобы видеть лица зрителей и заприметить тех, кто уже заснул.

  title=«Уважаемые старшие и младшие братья и сестры, я всегда подчеркиваю, что мы все одинаковые люди, вопреки всем второстепенным различиям между нами. Я не делаю упор на том, что я житель Азии, тибетец, буддист или даже Далай-лама. Я бы только отдалился от других и обрек себя на одиночество. Ощущение, будто мы особенные или отличаемся от других, лишь провоцирует беспокойство и страх. Я такой же человек, как все остальные. Я не люблю излишних условностей. Им нет места, когда мы появляемся на свет или, когда умираем.

Мы с вами сейчас мирно и спокойно беседуем, но в этот самый миг в других уголках нашей планеты дети умирают от голода, в военных конфликтах погибают невинные люди. Но ведь эти трагедии можно предотвратить. Как мы можем оставаться безразличными? Подобные вещи случаются из-за того, что мы уделяем чрезмерное внимание второстепенным различиям между нами, таким как раса, вероисповедание и национальность, забываем о единстве всего человечества, а ведь мы все просто одинаковые люди.

Мы все с самого рождения хотим быть счастливыми и жить в мире. Мы общественные животные – наше выживание зависит от других. В современном мире сложилась глобальная экономика, нам всем грозят глобальные изменения климата и рост населения Земли. Я считаю своим долгом продвигать идею о базовом единстве всего человечества, о том, что на каждом из нас лежит ответственность за заботу о других.

  title=Как буддийский монах я также принял на себя обязательство по продвижению гармонии в отношениях между нашими разнообразными религиозными традициями. Каждая из них приносит большое благо своим последователям, обучая их вести более осмысленную жизнь. В некоторых традициях проповедуется вера в бога творца, в других нет, но все они несут одно и то же послание любви, терпимости, самодисциплины и умения довольствоваться малым. Все они способны подарить покой ума с опорой на практики любви.

Из семи миллиардов жителей нашей планеты, около одного миллиарда открыто провозглашают, что их не интересуют духовные материи. Но даже среди оставшихся шести миллиардов, поведение многих противоречит заповедям родной веры. Тем не менее, я не устаю повторять, что Индия являет собой живое свидетельство тому, что все религиозные традиции могут жить в мире и согласии.

Как тибетец я посвящаю свои силы заботе о благе шести миллионов тибетцев, которые возложили на меня свои надежды. Я сложил с себя все политические полномочия. Поскольку мы ввели выборное руководство, я удалился от светской власти, и, в интересах демократии, положил конец роли Далай-лам в политических делах Тибета в будущем. Однако меня не перестает тревожить состояние хрупкой природы Тибетского нагорья, которое играет такую же роль в глобальном климате планеты, как Северный и Южный полюса. В ледниках Гималаев берут истоки главные реки Азии, от которых зависит выживание более миллиарда человек.

  title=Я также считаю своим долгом выступать за сохранение тибетского языка и культуры, поскольку в настоящее время тибетский язык – лучший посредник для изложения глубочайших знаний традиции Наланда, в том числе об устройстве ума.

Кроме того, я принял на себя обязательство попытаться возродить древние индийские знания в современной Индии; знания, которые, по моему убеждению, необыкновенно актуальны сегодня. Я иногда говорю своим индийским друзьям, что свои знания мы унаследовали от вас. Мы ваши чела или ученики, и мы доказали, что мы надежные ученики, ведь мы сберегли это наследие живым.

Современный мир столкнулся с эмоциональным кризисом, но новые технологии сами по себе не в состоянии решить наших эмоциональных проблем. Здесь помогут только тренировки ума. Древнеиндийская психология учит нас, как умиротворять эмоциональные бури и обрести покой ума. Современная система образования практически полностью вращается вокруг материального развития, и в нее крайне важно вводить преподавание внутренних ценностей.

Только в том случае мы будем действовать ненасильственно, опираясь на ахимсу, когда нас мотивирует каруна, или сострадание. Это согласуется с данными научных исследований, свидетельствующих, что по природе своей человек милосерден. Ученые также показали, что постоянный гнев и страх разрушают нашу иммунную систему. Поэтому пришла пора обучать людей способам обуздания отрицательных эмоций. Важно ознакомить с этими знаниями сначала индийцев, а они донесут их до всего остального мира».

  title=Отвечая на вопросы из зала, Его Святейшество выразил надежду, что Индия сумеет сочетать понимание, почерпнутое из своего древнего наследия, с современным образованием. Принятые во многих индийских традициях практики однонаправленного сосредоточения и прозрения в суть вещей, шаматха и випашьяна, позволили накопить глубочайшие знания об устройстве ума и эмоций, а также понимание закона причинно-следственных связей. По мнению Его Святейшества, эти предметы можно изучать академически, преподавая в современных учебных заведениях.

На вопрос, что важнее для молодых людей сегодня – религия или наука, Его Святейшество ответил, что важно и то, и другое, добавив, что себя он считает наполовину монахом, наполовину ученым. Он заметил, что к концу прошлого столетия ученые, до того все свое внимание уделявшие лишь исследованиям мозга, начали питать более серьезный интерес к уму.

Ученику, который спросил, как бороться с отвлечениями, Его Святейшество ответил, что навык однонаправленного сосредоточения очень полезен, но он убедился на собственном опыте, что даже в возрасте 82 лет сохранять остроту ума помогают именно долгие тренировки в аналитических медитациях. Будда советовал не принимать его учений за чистую монету из слепой веры и преданности, а тщательно исследовать и проверять с опорой на логику и обоснование. В этом важнейшая черта подхода монастыря-университета Наланда.

Другому ученику Его Святейшество ответил, что справиться с печалью помогает наш замечательный ум, ведь мы можем посмотреть на любое событие шире и с разных точек зрения. Если мы сумеем это сделать, сказал Его Святейшество, то может оказаться, что ситуация, которая на первый взгляд выглядит очень печальной, содержит в себе неожиданные возможности. Он предположил, что в случае депрессии гораздо эффективнее начать работу с собственным умом, чем искать облегчения в алкоголе или наркотиках.

В завершение встречи члены образовательного фонда «Сешадрипурам» выразили Далай-ламе сердечную благодарность за визит и обращение к стольким людям, после чего Его Святейшество вернулся в свой отель обедать.

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2017/12/dalaj-lama-posetil-prazdnovanie-serebryanogo-yubileya-starshej-shkoly-seshadripuram/