Опубликовал: Валерий Павлов 28 Декабрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов
Билакуппе, штат Карнатака, Индия —22 декабря утром, обращаясь к тибетским паломникам, приехавшим из Тибета,и тибетским учителям, собравшимся на семинар по светской этике в зале заседаний монастыря Сера Лачи, Его Святейшество Далай-лама произнес: «Тибетцы в Тибете – истинные хозяева своей страны. Вопреки всем бедам, вы сохраняете твердость духа.
В 1959 году Тибет был ввергнут в хаос. Рассказывают, что после бомбардировки Лхасы Мао Цзэдун спросил, что случилось с Далай-ламой. Когда ему сообщили, что я бежалв Индию, он, как утверждают, заметил: “Значит мы проиграли”.
Китайские власти полагали, будто о тибетском вопросе все вскоре забудут, но даже спустя 58 лет этого не произошло.В 1959 году жители большинства стран мира слыхом не слыхивалио Тибете, сегодня о немзнают все.
Мы живем в изгнании уже 58 лет.Мы построили здесь свои поселения, вновь учредили центры обучения. Китайские руководители о таком даже не помышляли. Поскольку дух тибетцев в Тибете остается непреклонным, выживаем и мы, находящиеся в изгнании.
Во времена культурной революции и в Китае, и в Тибете религиозные институты подверглись массовому уничтожению. Однако после того, как Дэн Сяопин ослабил ограничения, повсеместно начал возрождаться интерес к религии. Сегодня в Китае по примерным оценкам проживает около 400 миллионов буддистов, и Си Цзиньпин открыто заявил в Парижеи Дели, что буддизм призван сыграть важную роль в возрождении китайской культуры. У нас есть все основания не падать духом».
Его Святейшество сказал, что был дружен с премьер-министром Неру, и тотне раз давал ему очень практичные советы. После безрезультатного обращения в ООН, в 1974 году было решено не требовать независимости Тибета в переговорахс Китаем.Его Святейшество сравнил это с ситуациейв Европе, когда европейские страны решили ради достижения общего блага сформировать после Второй мировой войны образование, ставшее ныне Европейским Союзом. Он добавил, что подобным союзом стала и Индия, состоящая из штатови поддерживающая богатое разнообразие языков и культур.
«Очень важно, – подчеркнул Его Святейшество, – чтобы все три провинции Тибета оставались едиными и держались друг друга».
Обратившись к учителям среди собравшихся, Его Святейшество напомнил о совете Неру, который считал, что не дать угаснуть тибетскому вопросу на практике поможет лишь образование тибетских детей. Его Святейшество добавил, что сохранение традиции Наланды в тибетских монастырях-университетах позволяет обучать ей школьников напрямую, академически, а не с опоройна религиозные верования.
«Виной многим проблемам современного мира, о которых тои дело сообщают в новостях, наша привычка идти на поводуу разрушительных эмоций. Мы можем помочь детям осознать, что приверженность нравственным принципам, таким как доброта, имеет отношение не толькок нашим прошлым и будущим жизням, но обеспечивает покой ума здесь и сейчас. Кроме того, если наш ум спокоен, мы в полной мере можем задействовать свои интеллектуальные способности.
Современное образование вращается главным образом вокруг материального развития. Древние индийские традиции учат тому, как важно понимать устройство ума и эмоций, что, по моему мнению, весьма актуально и крайне полезно сегодня. У тибетских детей есть преимущество – они могут учиться на родном языке, ведь индийская литература, в которой содержатся эти богатейшие знания, переведена на тибетский язык. Конечно, я только веду беседы об этих вещах, а вы, учителя, должны суметь претворить их в жизнь».
Из монастыря Сера Лачи Его Святейшество отправился в Ташилунпо, где его встречал настоятель Качен Лобзанг Цетан, проводивший его внутрь. В стенах храма Его Святейшество поклонился священный изображениям, посетив святилища Тары и Лхамо, после чего занял свое место на троне. Мастер монастырского песнопения возглавил хор монахов, исполнивших восхваление Гьялве Гендуну Друпу, Первому Далай-ламе, основавшему монастырь.
Подали чай и традиционный сладкий рис, а монахи провели показательные диспуты, коснувшись некоторых аспектов философских воззрений, изложенных Шантаракшитой в «Собрании сущностных категорий» (Таттвасамграха). Его Святейшество заметил, что это сочинение позволяет увидеть всю обширность и глубину учений Шантаракшиты и достоинства, которыми он одарил буддийскую традицию, установленную им в Тибете.
Его Святейшество также упомянул, что во время предыдущего визита начал учения по комментарию Гендуна Друпа на «Комментарий о достоверном познании» (Праманаварттика) Дхармакирти. Он сказал, что надеется завершить передачу, начатую в прошлый раз. Далай-лама процитировал строку из восхваления Арья Тары, которое написал Гендун Друп: «Да буду я почитать других важнее себя; да отброшу я себялюбивые побуждения». Его Святейшествов шутку заметил, что предыдущие Далай-ламы обладали большими знаниями и практическими постижениями, некоторые из них переживали даже чистые видения. Хотя у него самого видений нет, он, кажется, стал самым известным среди них.
«Мы беженцы, живущие в изгнании,и все жемы сберегли родные религию и культуру, которые восходят к традиции Наланды».
Затем Его Святейшество стал почетным гостем на Седьмой церемонии вручения дипломов в близлежащем монастыре Намдролинг. Настоятель Гьянгкханг Ринпоче встречал его у дверей машины, они вместе прошли в грандиозный храм, где Его Святейшество зажег традиционный светильник и занялсвое место.
После вступительного слова лобпона Тензина Кункьяпа стало ясно, что главная цель нынешней встречи – дать возможность более чем 300 выпускникам получить дипломы лично из рук Его Святейшества, а затем принять обет служения Дхарме в присутствииДалай-ламы. Выпускники, монахи и монахини, некоторые из которых завершили обучение еще в 2011 году, посвятили обучению девять лет, в течение шести лет изучая тринадцать классических произведений и три года тантру.
Почетный гость Випул Кумар, генеральный инспектор полиции Майсура, первым обратился к собравшимся.Он заметил, что в сегодняшнем беспокойном мире, единственное, что умиротворяет и дарит покой – это послание любви и сострадания.Он рассказал, что родился в Бихаре, близ Бодхгаи и вырос, окруженный историями о Будде.Он решительно осудил кастовую дискриминацию, добавив, что мы все одинаковые люди и гражданеодного мира.
Кхенпо Сонам Темпель в своей речи заметил, что и для монахов, и для монахинь практика, применение полученных знаний в медитации необыкновенно важны. Он подчеркнул необходимость сочетать обучение с размышлениямии медитацией.
Сикьонг доктор Лобсанг Сенге напомнил, что Пенор Ринпоче основал этот монастырь в 1963 году. Сегодня, широко известный как Золотой храм, он привлекает посетителей из самых разных уголков мира. Он рассказал, что один из его профессоров в Гарварде восхищался обширнейшей тибетской литературой, которая сегодня вызывает интерес ученых. Он поблагодарил народ и правительство Индии, а также правительства различных штатов за их неослабевающую поддержку тибетцам в изгнании.В заключениеон пожелал долгой жизни Его Святейшеству и выразил надежду, что свобода, словно восходящее солнце, вскоре снова озарит Тибет.
«Покойный Пенор Ринпоче потрудился на славу, – произнес Его Святейшество, – он былиз тех людей, которые начав что-то, всегда доводят дело до конца.Этот центр обучения, институт Нгагьюр школы ньингма – часть его наследия. Его делаи дух вдохновляют нас по сей день. Процветание Дхармы зависит от людей, которые обучаются и практикуют, а не от постройки храмов и возведения статуй. В Бодхгае стоит колоссальная статуя Будде, и еще одна, Гуру Ринпоче в Цопеме (Ревалсаре). Они дарят вдохновение, но ни однаиз них никогда не заговорит.С другой стороны, живи Будда сегодня, он бы даровал учения.
аш монастырь – один из крупнейших центров обучения традиции ньингма, и хотя Пенор Ринпоче всеми силами поощрял развитие навыков монастырских диспутов, он говорил мне, что не все учителя ньингмы с ним соглашались».
Подчеркнув важность несектантского подхода к обучениюи практике, Его Святейшество упомянул, что получал учения от Трулшика Ринпоче и Дилго Кьенце Ринпоче.
Его Святейшество попросили даровать передачу сочинения Лонгченпы «Драгоценная сокровищница Дхармадхату», и он прочел первую главу. После обеда он пешком отправился в близлежащий храм Зангдок Палри, чтобы благословить установленную в памятьо Пеноре Ринпоче ступу. Вслед за этимон съездилв раскинувшийся неподалеку женский монастырь Цогьял Шедруплинг, чтобы освятить ступу и там. Почти все семьсот монахинь монастыря выстроились вдоль дороги, чтобы поприветствовать Далай-ламу.
Вернувшись в монастырь Сера Лачи, Его Святейшество удалился на ночной отдых. Завтра рано утром он уезжаетв Бангалор.